Пятница, 26.04.2024, 18:41                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

А. С. Пушкин “Сказка о золотом петушке”
16.08.2012, 13:00

Цели урока: на основе анализа произведения показать характерные черты русской национальной русской традиции, которую так последовательно защищал А. С. Пушкин; развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование: Фоновая запись оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок”, книга-альбом о творчестве Ивана Билибина – художника-сказочника, свеча.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– На предыдущем занятии мы познакомились с вами с таким понятием как литературная традиция и выяснили, что основу ее составляют классические произведения. Напомните мне, пожалуйста, что такое классика?
Действительно, классическая литература учит нас подлинной гуманности. И поскольку А. С. Пушкин является самым ярким представителем русской классической литературы, наша задача сегодня состоит в том, чтобы выяснить суть русской национальной литературной традиции, убедиться в том, что А. С. Пушкин был ее самым яростным защитником и последовательным продолжателем.
Но сначала я хочу напомнить о замечательной народной традиции. В память об умерших на Руси зажигают свечи. Давайте и мы зажжем эту свечу, чтобы согреть свои души памятью об А. С. Пушкине (Зажигается свеча).

II. Беседа ("Сказка о золотом петушке” в звуках и живописи).

– А теперь давайте будем слушать музыку. Устройтесь поудобнее, прикройте глаза, останьтесь наедине со звуками и постарайтесь представить себе какие-нибудь образы, которые навеют вам эти чарующие звуки.

Звучит вступление к опере.

– Ну, что вы себе представили? Не бойтесь ошибиться, ведь это только ваше воображение, а оно у каждого неповторимо.

Словесное рисование учащихся.

– Каждый из вас увидел что-то свое, но во всех ответах прозвучало слово "сказочное”. Действительно, сейчас вы прослушали вступление к опере известного композитора Римского-Корсакова "Сказка о золотом петушке”, последние такты которой он написал в 1907 году. Но премьера оперы состоялась лишь два года спустя, уже после смерти композитора. Он, как и многие, разгадал замысел А. С. Пушкина, сформулировав свою главную задачу: "Дадона надеюсь осрамить окончательно”. Но что интересно, в это же время известный художник-сказочник И. Билибин закончил свои иллюстрации к этой же сказке. А. С. Пушкина. Его рисунки стали потом эскизами к декорациям самой оперы.

Показ книги-альбома И. Билибина.

III. "Что за прелесть эти сказки!…” Викторина по ранним сказкам А. С. Пушкина.

– Ранним утром 1884 года Пушкин закончил свою последнюю сказку в Болдино. Была осень. Вспомните, что у Пушкина связано с осенью? (Его посещало вдохновение)

– А четыре года назад, здесь же в Болдино, он приступил к своему сказочному циклу и написал свою первую сказку – "О попе и работнике его Балде”. Нам необходимо вспомнить сейчас эти сказки, чтобы еще лучше понять, в чем же особенности последней – "Сказки о золотом петушке”. Вам было дано задание подготовить рисунки, на которых вы бы изобразили различные предметы, характеризующую ту или иную сказку.

Учащиеся показывают рисунки, остальные называют сказку.

– А теперь подумайте, чем отличается "Сказка о золотом петушке” от предыдущих? (Примерные вопросы: а) Количество и характеры персонажей? б) Чем, как заканчиваются сказки?).

– В сказках зло всегда наказано, добродетель торжествует. А кто в "Сказке о золотом петушке” добродетельный герой? Нет таких!
В ранних сказках А. С. Пушкин восторгается своими героями, добродушно смеется над человеческими слабостями. Но главное – есть вера в светлое завтра. А во что можно верить, чего ждать от "Золотого петушка”?

IV. Работа с текстом.

– Давайте разберемся в прочитанном. Как в любой сказке, в "Золотом петушке” есть два мира: мир людей и мир волшебства.
– Дадон – какой он? (Труслив, ленив, самонадеян. Примеры из текста. Ирония Пушкина. Вспомнить, что такое ирония.)
– Чем наполнено это имя – Дадон? С какими словами, звуками рифмуется, сочетается? (Пустозвон, болван, дон-дон-пустой звук, пустое дно).
– Царская цензура посчитала самыми опасными слова: "Царствуй, лежа на боку!”, "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. – Почему, как вы думаете? (Прямой намек на самодержавие).
– Золотой петушок – что можно сказать о нем? (Ответы учащихся, работа с текстом). У Пушкинского петушка нет характера, он словно механическая игрушка. Почему именно петушок? В русских сказках эта птица своенравная, с характером.

Рассказ о символике чисел (39), мусульманские поверья о судном дне, где петух казнит всех грешников, сюжет сказки взят из "Легенды об арабском звездочете” В. Ирвина.

– Звездочет – "скопец”, "сорочинская” шапка. Сарацины – арабы – мусульмане, нехристи, иноверцы. Он является в христианское царство, предлагая помощь царю. А что бы он попросил в замен? (Учащиеся должны сами сделать вывод о значении этого образа).
– Кто создал шамаханскую царицу? Что можно о ней сказать?
– Почему она приносит всем несчастье? (Шамаханская царица обладает красивой внешностью. Власть красоты – это власть нравственных законов. Нарушивших эти законы ждет кара, наказание).
– Какой нравственный закон нарушил Дадон? (Царское слово: он мог и готов был предать и продать свой народ).

V. Подведение итогов.

– Давайте вспомним, что такое нравственные законы?
– В каких произведениях мы встречаем свод жизненных правил человека? ("Поучения Владимира Мономаха”, "Нагорная проповедь”, "Евангелие”).
– Теперь вспомните, какие высокие нравственные требования предъявляет к человеку русская литературная традиция? (Патриотизм, душевная щедрость, требовательность к себе).
– А. С. Пушкин в своей "Сказке о золотом петушке” показал, что если человек не соблюдает эти нравственные законы, его ждет наказание. И не обязательно смерть, ведь муки совести, бывают пострашнее смерти.
– Итак, мы попробовали на примере этой сказки доказать, что А. С. Пушкин – глубоко русский, национальный поэт, потому что "истинная национальность состоит не в том, чтобы правильно описать русский национальный костюм, а в самом духе народа”.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 7675 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru