Цели урока: на основе анализа произведения
показать характерные черты русской национальной
русской традиции, которую так последовательно
защищал А. С. Пушкин; развивать творческое
воображение учащихся.
Оборудование: Фоновая запись оперы
Римского-Корсакова "Золотой петушок”,
книга-альбом о творчестве Ивана Билибина –
художника-сказочника, свеча.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
– На предыдущем занятии мы познакомились с
вами с таким понятием как литературная традиция
и выяснили, что основу ее составляют
классические произведения. Напомните мне,
пожалуйста, что такое классика?
Действительно, классическая литература учит нас
подлинной гуманности. И поскольку А. С. Пушкин
является самым ярким представителем русской
классической литературы, наша задача сегодня
состоит в том, чтобы выяснить суть русской
национальной литературной традиции, убедиться в
том, что А. С. Пушкин был ее самым яростным
защитником и последовательным продолжателем.
Но сначала я хочу напомнить о замечательной
народной традиции. В память об умерших на Руси
зажигают свечи. Давайте и мы зажжем эту свечу,
чтобы согреть свои души памятью об А. С. Пушкине
(Зажигается свеча).
II. Беседа ("Сказка о золотом петушке” в
звуках и живописи).
– А теперь давайте будем слушать музыку.
Устройтесь поудобнее, прикройте глаза,
останьтесь наедине со звуками и постарайтесь
представить себе какие-нибудь образы, которые
навеют вам эти чарующие звуки.
Звучит вступление к опере.
– Ну, что вы себе представили? Не бойтесь
ошибиться, ведь это только ваше воображение, а
оно у каждого неповторимо.
Словесное рисование учащихся.
– Каждый из вас увидел что-то свое, но во всех
ответах прозвучало слово "сказочное”.
Действительно, сейчас вы прослушали вступление к
опере известного композитора Римского-Корсакова
"Сказка о золотом петушке”, последние такты
которой он написал в 1907 году. Но премьера оперы
состоялась лишь два года спустя, уже после смерти
композитора. Он, как и многие, разгадал замысел А.
С. Пушкина, сформулировав свою главную задачу:
"Дадона надеюсь осрамить окончательно”. Но что
интересно, в это же время известный
художник-сказочник И. Билибин закончил свои
иллюстрации к этой же сказке. А. С. Пушкина. Его
рисунки стали потом эскизами к декорациям самой
оперы.
Показ книги-альбома И. Билибина.
III. "Что за прелесть эти сказки!…” Викторина
по ранним сказкам А. С. Пушкина.
– Ранним утром 1884 года Пушкин закончил свою
последнюю сказку в Болдино. Была осень.
Вспомните, что у Пушкина связано с осенью? (Его
посещало вдохновение)
– А четыре года назад, здесь же в Болдино, он
приступил к своему сказочному циклу и написал
свою первую сказку – "О попе и работнике его
Балде”. Нам необходимо вспомнить сейчас эти
сказки, чтобы еще лучше понять, в чем же
особенности последней – "Сказки о золотом
петушке”. Вам было дано задание подготовить
рисунки, на которых вы бы изобразили различные
предметы, характеризующую ту или иную сказку.
Учащиеся показывают рисунки, остальные
называют сказку.
– А теперь подумайте, чем отличается "Сказка о
золотом петушке” от предыдущих? (Примерные
вопросы: а) Количество и характеры персонажей? б)
Чем, как заканчиваются сказки?).
– В сказках зло всегда наказано, добродетель
торжествует. А кто в "Сказке о золотом петушке”
добродетельный герой? Нет таких!
В ранних сказках А. С. Пушкин восторгается своими
героями, добродушно смеется над человеческими
слабостями. Но главное – есть вера в светлое
завтра. А во что можно верить, чего ждать от
"Золотого петушка”?
IV. Работа с текстом.
– Давайте разберемся в прочитанном. Как в любой
сказке, в "Золотом петушке” есть два мира: мир
людей и мир волшебства.
– Дадон – какой он? (Труслив, ленив, самонадеян.
Примеры из текста. Ирония Пушкина. Вспомнить, что
такое ирония.)
– Чем наполнено это имя – Дадон? С какими
словами, звуками рифмуется, сочетается? (Пустозвон,
болван, дон-дон-пустой звук, пустое дно).
– Царская цензура посчитала самыми опасными
слова: "Царствуй, лежа на боку!”, "Сказка ложь,
да в ней намек, добрым молодцам урок”. – Почему,
как вы думаете? (Прямой намек на самодержавие).
– Золотой петушок – что можно сказать о нем? (Ответы
учащихся, работа с текстом). У Пушкинского
петушка нет характера, он словно механическая
игрушка. Почему именно петушок? В русских сказках
эта птица своенравная, с характером.
Рассказ о символике чисел (39), мусульманские
поверья о судном дне, где петух казнит всех
грешников, сюжет сказки взят из "Легенды об
арабском звездочете” В. Ирвина.
– Звездочет – "скопец”, "сорочинская” шапка.
Сарацины – арабы – мусульмане, нехристи,
иноверцы. Он является в христианское царство,
предлагая помощь царю. А что бы он попросил в
замен? (Учащиеся должны сами сделать вывод о
значении этого образа).
– Кто создал шамаханскую царицу? Что можно о ней
сказать?
– Почему она приносит всем несчастье? (Шамаханская
царица обладает красивой внешностью. Власть
красоты – это власть нравственных законов.
Нарушивших эти законы ждет кара, наказание).
– Какой нравственный закон нарушил Дадон? (Царское
слово: он мог и готов был предать и продать свой
народ).
V. Подведение итогов.
– Давайте вспомним, что такое нравственные
законы?
– В каких произведениях мы встречаем свод
жизненных правил человека? ("Поучения Владимира
Мономаха”, "Нагорная проповедь”,
"Евангелие”).
– Теперь вспомните, какие высокие нравственные
требования предъявляет к человеку русская
литературная традиция? (Патриотизм, душевная
щедрость, требовательность к себе).
– А. С. Пушкин в своей "Сказке о золотом петушке”
показал, что если человек не соблюдает эти
нравственные законы, его ждет наказание. И не
обязательно смерть, ведь муки совести, бывают
пострашнее смерти.
– Итак, мы попробовали на примере этой сказки
доказать, что А. С. Пушкин – глубоко русский,
национальный поэт, потому что "истинная
национальность состоит не в том, чтобы правильно
описать русский национальный костюм, а в самом
духе народа”. |