Воскресенье, 24.11.2024, 05:43                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка"
16.08.2012, 19:19

Цель урока: систематизация знаний учащихся; осуществление развития речи и мышления отвечающих учеников; сформировать навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений и т.д.

Задачи:

  • обучающая: обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставления эпизодов; расширение знания о портрете героя.
  • развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся
  • воспитательная: формирование умения видеть честь и бесчестие; отстаивать свою позицию.

Тип урока: Урок-дискуссия, диалог с классом

Формы работы учащихся: сопоставительный анализ, компьютерное тестирование, групповая работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, презентация, эпиграф к уроку: "Выходи, красная девица, дарую тебе волю, я государь." (А.С.Пушкин "Капитанская дочка")

Структура и ход урока

Организационный момент.

Слово учителя на фоне музыки

Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина "Метель". Тройка

Представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка, позвякивая бубенцами. В кибитке - главный герой повести- Емельян Пугачев и Петр Андреевич Гринев.

- Расскажите что чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся (Гринев страшился за жизнь Маши, так как она - дочь капитана Миронова. А если Швабрин или кто-то еще скажет об этом?)

Обращение к эпиграфу.

В.Шкловский отмечает, "песня, похожая на приведенную в эпиграфе, поется тогда, когда невеста - сирота и ее выдают замуж посаженный отец и посаженная мать. В данном случае посаженным отцом как бы является Пугачев, что увеличивает трагичность главы, так как Пугачев казнил родителей Мироновой" (Шкловский в. "Заметки о прозе русских классиков" М.: Советский писатель,1995)

Работа с текстом

- Чтение отрывка из 3 главы повести: "А Мария Ивановна?-спросил я, - так же ли смела, как и вы?

- Смела ли Маша? - отвечала ее мать. - Нет, Маша трусиха:"

- Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?

- Как появился характер Маши в заточении у Швабрина?

(Учащиеся отмечают силу характера Маши. Она скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не уважает и не любит, несмотря на весь трагизм положения. А может быть, тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители.)

- Какова была причина обморока Марьи Ивановны после милостивых слов Пугачева, вынесенных нами в эпиграф этого урока? (Она поняла. Что ее освобождает убийца ее родителей)

- Как ведет себя Пугачев в сцене убийства Василисы Егоровны и в сцене освобождения Марьи Ивановны?

Сопоставление эпизодов гл. 7 и гл. 12.

"Очевидно, есть какая-то сила, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против своей натуры и совершать то, что противно природе человеческой" (Беленький Г.И. Литература в 8-м Кл. Методические советы. -М. Просвещение, 1993. С.38.

Портрет Емельяна Пугачева. Гравюра с оригинала неизвестного художника

В центре их - Пугачев. Но кажется, что это совершенно разные люди: в одном случае он жестоко расправляется с непокорными офицерами и не щадит обезумевшую от горя женщину, а в другом - как герой волшебной сказки "освобождает" "красну девицу" из заточения.

Основой натуры Пугачева, как изображает его А.С.Пушкин в повести "Капитанская дочка", является не кровожадность. А нечто другое. Что же?

- Вспомнил: больше всего страшила Гринева мысль, что Пугачев не пощадит Машу, ели узнает. Кто она.И вот самое страшное свершилось: то. Чего боялся Гринев, - произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу.

- Как ведет себя Пугачев, узнав, что Гринев не был с ним до конца откровенным?

Обращаем внимание учащихся на изображение деталей портрета героя.

Когда Швабрин выдал Машу, лицо Пугачева "омрачилось", он устремил на Гринева огненные глаза. Это минута наивысшего напряжения. Сейчас все должно решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо:

- Что же спасло влюбленных?

(Твердость и честность Гринева: "Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью:- Можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова Жива? Да они бы ее загрызли:

- И то правда.-сказал, смеясь, Пугачев. - Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку:")

Как видим, настроение Пугачева изменилось. Не гнев и досада, а добрая улыбка появилась на его лице

Гринев опять говорит о чести, совести и молитве. А в ответ слышит сказочную формулу: "Казнить - так казнить, жаловать- так жаловать: таков мой обычай. Возьми красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!"

После того поистине царского жеста Пугачев "оборотился" к Швабрину". Вспомним о нем и мы.

- Почему Гринев отвернулся от Швабрина, не радовался победе над уничтоженным врагом? (Гринев не злопамятен, он предпочитает вообще не думать о своем враге-"гнусном Швабрине")

- А что испытывает Швабрин?

(Унижение, ревность, а главное-зависть.)

Слайд 5

- Зависть - досада по поводу чужого добра и блага, нежелание добра другому, а одному лишь себе: "Где счастье, там и зависть. Завистью ничего не возьмешь. Злой плачет от зависти, добрый - от радости"(Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В.4 т.Т.1.-М.: Прогресс.1994)

Подведение итогов урока

Слово учителя

Зависть рождает ненависть и желание причинить зло. Завистью продиктованы самые мерзкие, подлые поступки.

- С каким подлыми поступками Швабрина мы уже сталкивались на протяжении повести?

(Он сознательно оклеветал Машу Миронову. На дуэли ранил Гринева, воспользовавшись тем, что Петруша отвернулся. Написал донос отцу Петруши. Перешел на сторону мятежников только потому, что была "велика их сила", он нарушил присягу, предал честь офицера, вынуждал Марью Ивановну стать его женой.)

К сожалению, Гриневу еще придется встретиться со Швабриным. Не последней оказалась и его встреча с Пугачевым -  испытания Гринева продолжались.

Но эта тема разговора на следующем уроке.

А теперь ответьте на вопросы викторины 

 Домашнее задание

Ответить на вопросы:

- Каким вы представляете себе Гринева? В каких своих поступках он раскаивается, а какими мог гордиться?

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 4172 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru