Воскресенье, 24.11.2024, 00:12                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ [25]
ПУТЕШЕСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ДРЕВНИЙ МИР [32]
ЗАНИМАТЕЛЬНО О ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ [130]
РЫЦАРСКИЕ ВРЕМЕНА [119]
БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОРИЯ ДЕСЯТИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ [15]
ИСТОРИЯ РОССИИ В РАССКАЗАХ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [90]
ДОПЕТРОВСКАЯ РУСЬ [40]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ » ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ

Сложные пути эволюции
20.07.2012, 10:11

Геологические исследования убедительно показали, что во время существования австралопитеков климат на Земле стал более сухим, тропические леса отступили. Австралопитеков подстерегали опасности на открытых, безлесных пространствах. Им необходимо было добывать пищу, в том числе и охотиться. Отсутствие сильных когтей, зубов, достаточной мускульной силы привело к уникальным достижениям, а именно: к использованию камня, палок в качестве средств защиты и орудий труда. Все это определенным образом сказалось на их эволюции. Как показали находки частей скелетов, австралопитеки схожи с человеком по строению ряда частей тела. Они передвигались на двух ногах. С течением времени они все более приспосабливались к условиям изменяющейся среды.

Итак, антропоиды, ископаемые человекообразные обезьяны, объединенные в группы-стада, использовали первые орудия: камни, палки для обороны и добывания пищи. Но какой пищи?

Материалы археологических, геологических и палеонтологических исследований последних десятилетий показали, что австралопитеки использовали не только растительные продукты, но и животные.

Охота занимала большое место в хозяйстве древнейших людей — это неоспоримый факт, но предпосылки развития ее как вида занятий зародились и оформились еще на предчеловеческой стадии антропогенеза. Предпосылки эврифагии (всеядности) возникли еще у древесных обезьян в момент перехода их на землю, когда они стали поедать новые виды растений, растущие на земле, мелких животных, насекомых, возможно, и трупы крупных животных, а уже затем охотиться при помощи камней, которые первоначально использовались только в целях самозащиты. Поэтому костные останки животных, например павианов, найденные рядом с костями австралопитеков, носившие следы ударов тупыми предметами, заставили изменить взгляд на характер хозяйственной деятельности древнейших гоминид как на чисто собирательское хозяйство. Преобладание в рационе предков человека мясной пищи положительным образом сказалось на формировании головного мозга высших ископаемых обезьян, что было отмечено еще Ф. Энгельсом.

Мозг эволюционировал вместе с его обладателем на сложном пути от обезьяны к человеку не менее, а может быть и более, напряженно и целенаправленно, чем другие части тела. Австралопитеки, как обезьяны среднего размера, обладали уже крупным мозгом и превосходили современных человекообразных обезьян не только по абсолютному объему, но и по его соотношению с массой тела. Прогрессивное развитие головного мозга австралопитеков было обусловлено: наземным существованием; переходом к двуногому хождению; манипулированием предметами, которые использовались как орудия охоты и обороны; употреблением мясной пищи.

Была, вероятно, и другая причина, о существовании которой мы можем в настоящее время только догадываться, в большей степени основываясь на собственном опыте. Эта причина, как ее сейчас именуют,— стресс или стрессовые ситуации. Именно в них наиболее полно проявляется защитная роль организма в созидательном и разрушительном плане. Сибирский ученый И. Бородин провел исследования в этой области и пришел к выводу, что, когда леса стали отступать, предчеловек столкнулся с опасностями, к которым еще не всегда мог приспособиться, найти способы защиты. Постоянные стрессовые ситуации, которые стали нормой жизни, привели к образованию у предлюдей неспецифического приспособления — интеллекта.

С течением времени в условиях прямохождения совершенствовался не только аппарат головного мозга, но и ориентационно-двигательные процессы. Освобожденные руки использовались австралопитеками для манипулирования различными предметами, соответственно улучшалась кинетика. Развитие двигательных функций расширяло представление о мире. Совершенствовалось осязание, что, в свою очередь, способствовало увеличению ассоциативных центров мозга. Соответственно, изменение условий окружающей среды привело к развитию центральной нервной системы. Хотя австралопитек африканский был и близок к человеку, он так же, как и другие ископаемые человекообразные обезьяны, остался, по словам Энгельса, одной из тысячелетних попыток «очеловечивания обезьяны».

В глубокой древности на юге Азии, как показали археологические раскопки, также обитали антропоидные обезьяны. Гигантопитеки, мегантропы, австралопитеки — все это были высшие приматы, которые перешли к наземному способу существования в связи с изменением климата и условий окружающей среды. У азиатских ископаемых человекообразных обезьян — гигантопитеков наблюдалось увеличение размеров тела. Это давало им большие преимущества по сравнению с их врагами — хищниками в борьбе за существование, но в то же время способствовало пассивному приспособлению к внешним условиям, лишало возможности быть гибкими, пластичными в условиях изменяющегося мира. В результате они погибли.

Возможно, что исчезновению гигантопитеков в немалой степени способствовало появление людей. Вооруженные искусственно изготовленными орудиями, более сплоченные в своих организованных действиях, они были сильнее своих противников, несмотря на их огромные размеры и феноменальную силу.

Третичный период в истории Земли характеризовался не только бурными изменениями ландшафтов земной поверхности, процессами горообразования, процессами обезлесивания, но и прогрессивной эволюцией высших человекообразных обезьян. Она происходила под влиянием общебиологических законов и проявилась в образовании различных направлений. Приспособление к условиям окружающей среды сказалось в формах изменения биологического поведения высокоразвитых животных, например антропоидов, и явилось предпосылкой трансформации, превращения одного из видов антропоидных обезьян в человека.


Одна ветвь человекообразных обезьян, адаптировавшись в условиях леса, пошла по пути древесной специализации, например гиббоны и орангутаны; другая — перешла к наземному образу жизни. Одним из таких видов антропоидных предков человека, которому антропологи придают особое значение в поисках самых глубинных корней родословной человека и обезьян, возможно, был проконсул (череп его нашли в 1948 г. в слое отложений, датированных 25—40 млн. лет, на острове Рудинга в Африке Луис и Мэри Лики). Проконсул был древнейшей обезьяной, но определенные черты сближали его с человеком. Как считали Мэри и Луис Лики, эта супердревняя форма антропоидных предков человека в своем развитии не была тупиковой, «специализированной». Появились такие черты (зубы, конечности), которые могли предполагать возможность наземного существования.

Обе ветви человекообразных обезьян развивались по-разному. Одни приняли, если можно так сказать, пассивную, оборонительную форму эволюции (высшие ископаемые приматы — гигантопитек, мегантроп, южноафриканский австралопитек и его разновидность — парантоп крупнозубый). Другие, приспосабливаясь к условиям изменяющейся среды, развивали «ориентировочно-исследовательскую» деятельность: встали на ноги, взяли палки. Это и были те самые «обезьяны, берущие палки», наши непосредственные антропоидные предки. Именно на данной стадии возникла первая трудовая деятельность, которая и ознаменовала качественный переход от животного состояния к раннечеловеческому.

Тогда и появилось первое биологическое общество, сменившее стадо обезьян и превратившееся в социальное объединение ранних гоминид — первых людей, первобытное стадо. Географически они располагались, как полагают ученые, в Северо-Восточной Африке. Там, в Кении, в 1972 г. обнаружили останки ископаемого антропоида — кенапитека (возраст — 2,5 млн. лет).

Другой очаг гоминизации располагался в Центральной Азии, а также в Южной и Передней Азии. Вероятно, одним из них можно считать и Закавказье, где найдены останки удабнопитека — древнейшей человекообразной обезьяны Грузии.

Категория: ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ | Добавил: admin | Теги: интересная история, от мира животных к миру людей, рассказы по истории для школьников, заселение земли человеком, дидактический материал по истории
Просмотров: 1391 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru