Чаша испытаний, выпавших Греции, была еще
не полна. Оставалось пережить еще одно: нашествие варваров. Не восточных
варваров Ксеркса, за которыми была память о дивных громадных
царствах, — нет, северных варваров, незнакомых не только с законом, но и
с царской властью, не имеющих за собой ничего, кроме отчаянной дерзости
и храбрости. Это была как бы репетиция тех нашествий, которые семьсот
лет спустя закончат собой всю историю древнего мира и будут названы
«великим переселением народов».
Сейчас переселяющимся народом были галлы.
Они жили в средней Европе, там их потеснили германцы, и они хлынули в
поисках земли и добычи на юг и на юго-восток. Те, которые шли на юг,
разорили Италию, со словами «Горе побежденным!» взяли дань с Рима и
взяли бы самый Рим, если бы гуси, загоготав вовремя на стене, не
разбудили спавших защитников: так «гуси Рим спасли». А те, которые шли
на юго-восток, перевалили через Балканы и оказались теперь на пороге
Македонии и Греции. Это было ровно через двести лет после нашествия
Ксеркса.
Македонским царем в это время был
мимолетный Птолемей, по прозвищу Молния. Это был такой царь, что
благочестивые люди не сомневались: галльское нашествие — это кара богов
за его преступления. Ему не было и сорока лет, а он уже был виновником
убийства отцом сына, убийства друга, убийства женщины с детьми.
Вот как это было. У александрийского царя
Птолемея, умнейшего из наследников Александра, было два сына от двух
жен: старший, Птолемей-Молния, пылкий и неукротимый, и младший,
Птолемей-Филадельф («Братолюб»), спокойный и разумный. Умирая, старый
Птолемей оставил царство не старшему сыну, а младшему. Оскорбленный
Птолемей-Молния бежал в Азию к Селевку и стал ждать своего часа. Час
наступил, когда началась война старых исполинов, Селевка и Лисимаха.
Семейные раздоры александрийского двора эхом откликнулись при
Лисимаховом дворе: старый Лисимах был женат на сестре Филадельфа,
молодой сын его — на сестре Молнии, обе женщины ненавидели друг друга, и
жена Лисимаха одержала верх: царь приказал заточить и убить
собственного сына. Это было первое убийство. После этого и двинулся на
Лисимаха Селевк, разбил его, уничтожил, вступил в Македонию и здесь у
придорожного алтаря был убит сам — не кем иным, как собственным гостем и
спутником Птолемеем-Молнией. Это было второе убийство. Птолемей объявил
себя царем бесхозной Македонии, и первым его делом была казнь вдовы
Лисимаха с ее детьми. Это было третье убийство. Потом прошли считанные
месяцы и наступила расплата: на Македонию надвинулись галлы, войска
Птолемея-Молнии были разбиты, сам он убит, и память о нем осталась
недобрая.
Высокого роста, светловолосые, синеглазые,
без бород, с длинными висячими усами, разукрашенные золотыми ожерельями
и браслетами из своей добычи, галлы были неистовы в сражении. Они, как
пифагорейцы, верили в переселение бессмертных душ и потому не боялись
гибели. Пленников они десятками убивали в жертву богам. В плен они не
сдавались: если не могли убежать, то убивали себя. Потом, когда гроза
миновала, греческие мастера внимательно и с уважением изображали
гибнущих галлов в своих скульптурах. Одна из таких скульптур, «Умирающий
гладиатор», вдохновила Байрона, а потом Лермонтова на знаменитые стихи.
Три больших похода совершили галлы на греческие земли. Первый поход отбили боги, второй — царь, а третий — князь.
Первый поход был на Дельфы: варваров
издалека манила слава их богатств. Прямо из Македонии галлы двинулись на
юг. Число их казалось грекам несметным. Вновь, как двести лет назад,
греки встретили варваров у Фермопил, вновь отбили их лобовой натиск и
вновь были обойдены по тайной кружной тропе. Греческое войско отступило
на священную гору Парнас; Дельфы лежали, открытые варварам. Вот здесь и
вступились боги за свою святыню: это было последнее вмешательство сказки
в греческую историю, и о нем рассказывали с упоением. Богов было трое:
дельфийский Аполлон, землеколебатель Посейдон и лесной Пан. Аполлон
грянул грозой и бурей в лицо недругам — во вспышках молний грекам
виделась фигура бога. Посейдон сотряс землю непривычным галлам
землетрясением, и с окрестных гор на галльский стан покатились громадные
глыбы. А Пан посеял в галльском полчище тот «панический» страх, который
и теперь называется этим именем: отважные гиганты испугались неведомо
чего, в собственных криках им чудились греческие, в греческих —
галльские, они бросались, ничего не видя, друг на друга, и больше галлов
пало от своих же мечей, чем от греческих. Говорят, когда-то Александр
Македонский спросил галльских послов: «Боитесь вы меня?» Галлы ответили:
«Мы боимся только одного: что небо рухнет на землю». В страшный день
перед Дельфами галлам показалось, что небо рушится на землю, — и они
обратились в бегство. Божий гнев преследовал их до конца: племена, к
которым переходило награбленное в Греции золото, вымирали от мора одно
за другим, пока не решено было бросить это проклятое золото в священный
пруд галльских богов близ реки Гаронны. А когда в эти галльские места
пришли римляне и вытащили золото из пруда, то сделавший это полководец
вскоре же потерпел страшное поражение и умер в изгнании.
Второй поход галлов был в Азию. Там
враждовали меж собою полузависимые князья, до которых не доставала
крепкая рука царя Селевка. Один из них пригласил галлов к себе на
помощь, обещав богатую добычу; галлы пришли и уже не ушли. Они грабили
Малую Азию из года в год, и греческие города не жалели денег, чтобы
откупиться от них. Наконец на них вышел сам царь Антиох, сын и наследник
Селевка. Галльское воинство выглядело так страшно, что Антиох почти не
надеялся на победу. Победу доставили ему слоны: от вида и рева неведомых
чудовищ галлы бросились в бегство, не сойдясь даже на выстрел из лука;
их конница смешалась с пехотой, их боевые колесницы — здесь, в Малой
Азии, появились у них и такие — губили их собственное войско. Победители
ликовали, Антиоху было поднесено модное прозвище Спаситель, но Антиох
был мрачен. Он сказал: «Да будет нам стыдно, что победою мы обязаны
только неразумным животным!» — и приказал на победном памятнике
изобразить только слона с поднятым хоботом и ничего более.
Третий поход галлов был на Пергам. Это был
неприступный город на крутой горе, где когда-то царь Лисимах сложил
свои сокровища и оставил при них верного человека из рода Атталидов.
Лисимах погиб, Атталиды стали князьями Пергама, обстроили его на
Лисимаховы деньги прекрасными храмами и портиками, завели вторую в мире
библиотеку с ее пергаментными книгами. Пергамские богатства не давали
покоя галлам: они двинулись войной на Пергам и были разбиты князем
Атталом. И эта победа была увековечена по-царски: сын Аттала Евмен
воздвиг в Пергаме небывалой величины алтарь с надписью «Зевсу и Афине,
даровательнице победы, за полученные милости». Это была постройка
величиной в половину Парфенона; поверху шла колоннада, окружавшая
жертвенник, к которому вела лестница в двадцать ступеней высоты и
двадцать шагов ширины, а понизу шел рельефный фриз высотою в рост
человека, бесконечной полосой огибавший здание, и на этом фризе
изображено то же, что было выткано на покрывале парфенонской Афины, —
борьба богов с гигантами, победа разумного порядка над неразумной
стихией. Здесь схлестываются руки, выгибаются тела, простираются крылья,
извиваются змеиные туловища, мукой искажаются лица, и среди теснящихся
тел вырисовываются могучие фигуры Зевса, мечущего молнию, и Афины,
повергающей врага. Таков был Пергамский алтарь — все, что осталось нам
от галльского нашествия. |