| Чаша испытаний, выпавших Греции, была еще 
не полна. Оставалось пережить еще одно: нашествие варваров. Не восточных
 варваров Ксеркса, за которыми была память о дивных громадных 
царствах, — нет, северных варваров, незнакомых не только с законом, но и
 с царской властью, не имеющих за собой ничего, кроме отчаянной дерзости
 и храбрости. Это была как бы репетиция тех нашествий, которые семьсот 
лет спустя закончат собой всю историю древнего мира и будут названы 
«великим переселением народов». Сейчас переселяющимся народом были галлы. 
Они жили в средней Европе, там их потеснили германцы, и они хлынули в 
поисках земли и добычи на юг и на юго-восток. Те, которые шли на юг, 
разорили Италию, со словами «Горе побежденным!» взяли дань с Рима и 
взяли бы самый Рим, если бы гуси, загоготав вовремя на стене, не 
разбудили спавших защитников: так «гуси Рим спасли». А те, которые шли 
на юго-восток, перевалили через Балканы и оказались теперь на пороге 
Македонии и Греции. Это было ровно через двести лет после нашествия 
Ксеркса. Македонским царем в это время был 
мимолетный Птолемей, по прозвищу Молния. Это был такой царь, что 
благочестивые люди не сомневались: галльское нашествие — это кара богов 
за его преступления. Ему не было и сорока лет, а он уже был виновником 
убийства отцом сына, убийства друга, убийства женщины с детьми. Вот как это было. У александрийского царя 
Птолемея, умнейшего из наследников Александра, было два сына от двух 
жен: старший, Птолемей-Молния, пылкий и неукротимый, и младший, 
Птолемей-Филадельф («Братолюб»), спокойный и разумный. Умирая, старый 
Птолемей оставил царство не старшему сыну, а младшему. Оскорбленный 
Птолемей-Молния бежал в Азию к Селевку и стал ждать своего часа. Час 
наступил, когда началась война старых исполинов, Селевка и Лисимаха. 
Семейные раздоры александрийского двора эхом откликнулись при 
Лисимаховом дворе: старый Лисимах был женат на сестре Филадельфа, 
молодой сын его — на сестре Молнии, обе женщины ненавидели друг друга, и
 жена Лисимаха одержала верх: царь приказал заточить и убить 
собственного сына. Это было первое убийство. После этого и двинулся на 
Лисимаха Селевк, разбил его, уничтожил, вступил в Македонию и здесь у 
придорожного алтаря был убит сам — не кем иным, как собственным гостем и
 спутником Птолемеем-Молнией. Это было второе убийство. Птолемей объявил
 себя царем бесхозной Македонии, и первым его делом была казнь вдовы 
Лисимаха с ее детьми. Это было третье убийство. Потом прошли считанные 
месяцы и наступила расплата: на Македонию надвинулись галлы, войска 
Птолемея-Молнии были разбиты, сам он убит, и память о нем осталась 
недобрая. Высокого роста, светловолосые, синеглазые,
 без бород, с длинными висячими усами, разукрашенные золотыми ожерельями
 и браслетами из своей добычи, галлы были неистовы в сражении. Они, как 
пифагорейцы, верили в переселение бессмертных душ и потому не боялись 
гибели. Пленников они десятками убивали в жертву богам. В плен они не 
сдавались: если не могли убежать, то убивали себя. Потом, когда гроза 
миновала, греческие мастера внимательно и с уважением изображали 
гибнущих галлов в своих скульптурах. Одна из таких скульптур, «Умирающий
 гладиатор», вдохновила Байрона, а потом Лермонтова на знаменитые стихи. Три больших похода совершили галлы на греческие земли. Первый поход отбили боги, второй — царь, а третий — князь. Первый поход был на Дельфы: варваров 
издалека манила слава их богатств. Прямо из Македонии галлы двинулись на
 юг. Число их казалось грекам несметным. Вновь, как двести лет назад, 
греки встретили варваров у Фермопил, вновь отбили их лобовой натиск и 
вновь были обойдены по тайной кружной тропе. Греческое войско отступило 
на священную гору Парнас; Дельфы лежали, открытые варварам. Вот здесь и 
вступились боги за свою святыню: это было последнее вмешательство сказки
 в греческую историю, и о нем рассказывали с упоением. Богов было трое: 
дельфийский Аполлон, землеколебатель Посейдон и лесной Пан. Аполлон 
грянул грозой и бурей в лицо недругам — во вспышках молний грекам 
виделась фигура бога. Посейдон сотряс землю непривычным галлам 
землетрясением, и с окрестных гор на галльский стан покатились громадные
 глыбы. А Пан посеял в галльском полчище тот «панический» страх, который
 и теперь называется этим именем: отважные гиганты испугались неведомо 
чего, в собственных криках им чудились греческие, в греческих — 
галльские, они бросались, ничего не видя, друг на друга, и больше галлов
 пало от своих же мечей, чем от греческих. Говорят, когда-то Александр 
Македонский спросил галльских послов: «Боитесь вы меня?» Галлы ответили:
 «Мы боимся только одного: что небо рухнет на землю». В страшный день 
перед Дельфами галлам показалось, что небо рушится на землю, — и они 
обратились в бегство. Божий гнев преследовал их до конца: племена, к 
которым переходило награбленное в Греции золото, вымирали от мора одно 
за другим, пока не решено было бросить это проклятое золото в священный 
пруд галльских богов близ реки Гаронны. А когда в эти галльские места 
пришли римляне и вытащили золото из пруда, то сделавший это полководец 
вскоре же потерпел страшное поражение и умер в изгнании. Второй поход галлов был в Азию. Там 
враждовали меж собою полузависимые князья, до которых не доставала 
крепкая рука царя Селевка. Один из них пригласил галлов к себе на 
помощь, обещав богатую добычу; галлы пришли и уже не ушли. Они грабили 
Малую Азию из года в год, и греческие города не жалели денег, чтобы 
откупиться от них. Наконец на них вышел сам царь Антиох, сын и наследник
 Селевка. Галльское воинство выглядело так страшно, что Антиох почти не 
надеялся на победу. Победу доставили ему слоны: от вида и рева неведомых
 чудовищ галлы бросились в бегство, не сойдясь даже на выстрел из лука; 
их конница смешалась с пехотой, их боевые колесницы — здесь, в Малой 
Азии, появились у них и такие — губили их собственное войско. Победители
 ликовали, Антиоху было поднесено модное прозвище Спаситель, но Антиох 
был мрачен. Он сказал: «Да будет нам стыдно, что победою мы обязаны 
только неразумным животным!» — и приказал на победном памятнике 
изобразить только слона с поднятым хоботом и ничего более. Третий поход галлов был на Пергам. Это был
 неприступный город на крутой горе, где когда-то царь Лисимах сложил 
свои сокровища и оставил при них верного человека из рода Атталидов. 
Лисимах погиб, Атталиды стали князьями Пергама, обстроили его на 
Лисимаховы деньги прекрасными храмами и портиками, завели вторую в мире 
библиотеку с ее пергаментными книгами. Пергамские богатства не давали 
покоя галлам: они двинулись войной на Пергам и были разбиты князем 
Атталом. И эта победа была увековечена по-царски: сын Аттала Евмен 
воздвиг в Пергаме небывалой величины алтарь с надписью «Зевсу и Афине, 
даровательнице победы, за полученные милости». Это была постройка 
величиной в половину Парфенона; поверху шла колоннада, окружавшая 
жертвенник, к которому вела лестница в двадцать ступеней высоты и 
двадцать шагов ширины, а понизу шел рельефный фриз высотою в рост 
человека, бесконечной полосой огибавший здание, и на этом фризе 
изображено то же, что было выткано на покрывале парфенонской Афины, — 
борьба богов с гигантами, победа разумного порядка над неразумной 
стихией. Здесь схлестываются руки, выгибаются тела, простираются крылья,
 извиваются змеиные туловища, мукой искажаются лица, и среди теснящихся 
тел вырисовываются могучие фигуры Зевса, мечущего молнию, и Афины, 
повергающей врага. Таков был Пергамский алтарь — все, что осталось нам 
от галльского нашествия. |