Третий из самых могущественных рыцарских
орденов — рыцарей Храма, называющихся также тамплиерами, хоть и начинал свою
историю в тех же песках Палестины после первого крестового похода, прошел
совсем особый путь.
Не стали рыцари-храмовники создавать
собственного государства на чьей-нибудь земле, как тевтонцы — они и так владели
громадными наделами чуть ли не во всех странах Европы.
Не стали они искать счастья на морских
дорогах, как мальтийские рыцари, сменившие боевого коня на парусный корабль,
хоть и у ордена Храма был собственный огромный флот.
Деятельность ордена и жизнь его рыцарей была
таинственной, скрытой от глаз. В резиденции ордена Храма — а командорства его
были в Иерусалиме, Триполи, Антиохии, на Кипре, на Сицилии, в Португалии,
Кастилии, Леоне, Арагоне, Франции, Нидерландах, Германии, Италии,
Англии, — впускали немногих. От любопытных глаз надежно закрывали мощные
стены и рвы пресепторий — так назывались центры ордена в каждом из командорств.
И по всему свету ползли слухи о роскоши и расточительности храмовников, о
таинственных церемониях, совершавшихся в орденских замках.
Говорили, что тот из членов ордена, кто выдаст
его тайны посторонним, хотя бы и ненароком, обречен закончить свою жизнь в
страшных подземельях. Говорили, что во время церемоний в главной орденской
церкви, Великий магистр торжественно отрекается не только от власти папы
римского, но и от самого Иисуса Христа. Что истинным своим богом храмовники
считают некоего Бафомета, перед идолом которого пьют вино, смешанное с пеплом
сожженных покойников.
А еще ходили слухи, что в своих церквях
храмовники плюют на распятие, поют перед иконами непристойные песни, что знают
рыцари Храма таинственные знаки, с помощью которых вызывают покойников с того
света, что заколдовывают спрятанные сокровища так, что никто не может найти,
кроме их самих.
Орден стал настолько могуществен и богат, что
перед ним трепетали короли. Покои замков тамплиеров были роскошнее, чем в
королевских дворцах. Не случайно же английские короли, если случалось им
наведываться в Париж, останавливались вместе со всей своей свитой не в
королевском замке-дворце Лувре, а в Тампле — парижской резиденции ордена.
«Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона»
было, в отличие от тевтонского феодального образования, государством во всех
государствах. «Говорят, что владения их, как по эту, так и по ту сторону
моря, — сообщает хроника XII века, — до того велики, что нет уже в
христианском мире области, которая не отдавала бы части своих владений
упомянутым братьям».
Число братьев-рыцарей тоже быстро росло. К
концу XII века орден Храма насчитывал тридцать тысяч членов, по большей части
французов. По тем временам это было огромное войско, с ним можно было покорять
страны.
Многих и многих привлекал к себе орден, хоть и
приходилось вступающим в него давать обеты послушания, бедности и целомудрия.
Безземельные рыцари находили в нем опору на
всю жизнь, безбедное существование. Знатные сеньоры — защиту от любых
могущественных врагов, в том числе и от собственных государей. Но немало
вступало в орден, что греха таить, алчных, забывших все святое и готовых
творить любые жестокости людей. Их привлекала одна из главных заповедей
тамплиеров: «Никакое преступление, совершенное на пользу ордену, не считается
грехом».
И стоит ли удивляться, что были на счету
тамплиеров такие подвиги, как набеги на соседей и даже разбой на дорогах. С
«неверными», которые были, согласно самому первоначальному назначению ордена
смертельными врагами храмовников, случалось вступать им в союзы, направленные
против своих же братьев-христиан...
Настало время, и «Тайному рыцарству Христову и
Храма Соломона» пришлось, как и госпитальерам, навсегда покинуть Святую землю.
Оба ордена обосновались на острове Кипр. Еще несколько лет пути обоих рыцарских
братств шли рядом и наконец разошлись навсегда: госпитальеры, оставив в 1307
году Кипр, завоевали остров Родос, а тамплиеры, сохранив на Кипре и земли и
замки, на год раньше перенесли свою главную резиденцию в Париж. |