Еще до того, как крестоносцы штурмом взяли
Иерусалим, и Готфрид Бульонский принял титул заступника Гроба Господня,
существовал в Святом городе странноприимный дом — «госпиталь» для бедных или
заболевших пилигримов, совершавших паломничество из Европы. Чтобы открыть его,
итальянские купцы из города Амальфи в 1048 году испрашивали согласия
египетского халифа, которому принадлежал тогда Иерусалим. При госпитале
действовал и храм Святого Иоанна Предтечи.
Все многолюднее становился госпиталь: больше
было паломников, остановившихся или лечившихся здесь, больше становилось и
христиан-подвижников, служивших при госпитале и храме. Постепенно они стали
называться братьями-иоаннитами — по имени Святого Иоанна Предтечи — и
установили через паломников и купцов прочные связи с христианским миром
Западной Европы. И когда в 1099 году рыцари-крестоносцы пошли на штурм
городских стен, братья-иоанниты, как свидетельствуют древние хроники, тоже
взялись за оружие и ударили мусульманам в спину.
По этой причине и сам Готфрид Бульонский, и
его преемник Балдуин I, король иерусалимский, оказывали щедрое покровительство
госпиталю Святого Иоанна Предтечи, братья-иоанниты получали многие привилегии.
Кроткие идеи помощи неимущим и больным, с
которыми создавалось братство, все теснее смыкались с идеей борьбы с неверными.
Стоит ли удивляться, что в конце концов одному из прованских рыцарей,
обосновавшемуся в Иерусалиме, пришла идея основать особое братство —
полумонашеское-полувоенное. Члены его должны были отречься от мира и носить
монашеское одеяние, но вместе с тем взять на себя и необычные для монахов
обязанности — защищать Святую землю от неверных с оружием в руках и иметь,
кроме монашеского, рыцарское звание.
Имя рыцаря-основателя история сохранила — Пьер
Жерар. Он разработал устав, взяв за образцы уставы монашеских орденов, которых
к тому времени уже немало появилось в Европе — например, бенедиктинцы,
цистерцианцы. Ордена отличались один от другого принципами, на которых
строилась монастырская жизнь и взаимоотношения с мирянами, а также цветом и
покроем одежды.
Свои принципы и свои одежды были определены и
для членов ордена госпитальеров или, как его иначе называли, ордена иоаннитов.
В 1113 году устав ордена утвердил папа римский Пасхалий II, поставив во главе
его того же Пьера Жерара.
С этого события ведет свое начало особый
раздел в истории западно-европейского рыцарства — рыцарские ордена, с которыми
оказались связанными многие важные события на протяжении веков.
Каждый, кто вступал в орден иоаннитов, давал
три обета — послушания, целомудрия и бедности. Члены его отрекались от всего
своего имущества или в пользу наследников, или, что случалось чаще — в пользу
орденской братии. Позже иоанниты получили право приобретать поместья, однако не
могли завещать их кому-нибудь, кроме ордена.
В качестве символа ордена выбран был белый
восьмиконечный крест. Первоначально его нашивали на левое плечо черного плаща,
причем рукава у плаща были очень узкими, что должно было символизировать
отсутствие личной свободы. Позже иоанниты стали носить красные плащи с крестом,
нашитым на груди.
Орден делился на три категории — рыцари,
капелланы и служащая братия. С 1155 год глава ордена стал называться Великим
магистром или гроссмейстером, а также «стражем Иерусалимского гостиного дома» и
«блюстителем рати Христовой». Он торжественно избирался на всю жизнь из самых
знатных и доблестных рыцарей ордена.
Великий магистр в своем высоком ранге
признавался, подобно монархам, государем, властвующим Божьей милостью. После
своего избрания он сообщал об этом всем европейским государям. Рыцари-иоанниты
считались подданными Великого магистра и приносили ему присягу в верности. Были
у главы ордена, как и у королей, символы власти — корона, «меч веры» и печать с
ликом Великого магистра.
Для решения важнейших вопросов собирался
генеральный капитул. Члены его перед началом собрания передавали Великому
магистру кошель с восемью динариями, что символизировало отказ рыцарей от
земных благ.
Резиденция ордена поначалу так и помещалась в
госпитале Святого Иоанна в Иерусалиме. Здесь были две тысячи коек для больных и
раненных в битве с неверными. Неуклонно соблюдалось правило: одежда и пища были
одного качества для всех страждущих, независимо от их звания и происхождения.
Был у иоаннитов и приют для подкидышей и грудных младенцев. Беднякам рыцари
оказывали безвозмездную помощь, трижды в неделю устраивали для них бесплатные
обеды.
Год от года росло число членов ордена
иоаннитов, в него вступал цвет европейского рыцарства. Вскоре орден стал и
мощной военной силой, взяв на себя участие в войнах с неверными и охрану
безоружных паломников, идущих по Святым местам. Вместе с численностью росли и
влияние ордена, и его богатства. К середине XII века орден госпитальеров владел
землями и в самой Палестине, и в Южной Франции. |