К этому времени рядом с орденом иоаннитов уже
сосуществовал другой духовно-рыцарский орден — тамплиеры, рыцари Храма. Это
была организация, быстро становящаяся столь же могущественной, как
госпитальеры, и вдобавок для непосвященных окруженная плотной завесой
таинственности.
Похоже, что даже само создание ордена поначалу
хранилось в полной тайне. Его основали в 1118 или 1119 году — даже дата точно неизвестна
— девять французских рыцарей, среди которых был и некий Хуго де Пейн из
Шампани. Однако девять лет они хранили о новом рыцарском братстве полное
молчание — во всяком случае, о тамплиерах не сообщает в эти годы ни одна из
хроник. Но известно, что в 1127 году рыцари вернулись из Святой земли на
родину, где и объявили о себе.
В следующем году орден и его устав были
официально признаны на церковной Соборе, проходившем в городе Труа, центре
Шампани.
Как и у госпитальеров, резиденция храмовников
была поначалу в самом Иерусалиме. Король Балдуин II отвел им место в ограде
храма царя Соломона, откуда и пошло название ордена. Официально он назывался
так — "Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона. По-французски храм
«tample» — поэтому и привилось по всей Европе слово «тамплиер», обозначающее —
храмовник, рыцарь ордена Храма.
Рыцари Храма выбрали своей покровительницей
Кроткую Матерь Божию. Вступая в орден, они клялись «посвятить свои мечи, руки,
силу и жизнь на защиту таинств христианской веры, оказывать полное повиновение
Великому магистру, подвергаться опасностям моря и войны, когда будет приказано,
из любви к Христу, и даже не отступать при встрече одного с тремя неверными
врагами».
Подобно госпитальерам, рыцари-храмовники
давали обет послушания, целомудрия и бедности. Исторический факт: Хуго де Пейн,
провозглашенный Великим магистром ордена Храма, и другой рыцарь по имени
Готфрид Сент-Омер имели поначалу одну боевую лошадь на двоих. По этой причине и
как символ бедности на гербе ордена изображались два рыцаря, едущих на одной
лошади.
Носили храмовники простой белый плащ с красным
крестом на груди. Знамя ордена было полосатое, белое с черным, и поэтому
называлось Босеан — на старофранцузском языке это слово означает пегую лошадь;
на знамени были крест и надпись-девиз: «Не нам, не нам, а имени Твоему».
Орден Храма быстро стал мощной, хорошо
организованной и дисциплинированной военной организацией. В ее основе лежал
принцип — «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о
том, чтобы повиноваться приказывающему». Подчинялись рыцари Храма лишь своему
Великому магистру и папе римскому.
Слава о новом рыцарском ордене, члены которого
воевали с неверными, охраняли паломников и торговые караваны, искусно лечили
раны, быстро разнеслась по всей Европе. Орден, исповедующий бедность, быстро
стал богатеть. Каждый вступающий в него безвозмездно приносил в дар братству
свое состояние. Ордену дарили земли французские и английские короли; уже к 1130
году у тамплиеров были владения во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии,
Испании, Португалии. Еще десять лет спустя к этому добавились владения в
Италии, Австрии, Германии, Венгрии.
В XII веке вместе с обширными землями,
замками, крепостями тамплиеры владели верфями, портами, имели собственный мощный
флот, вели торговые операции. Великие магистры, случалось, ссужали деньгами
самих королей; и все больше и больше храмовники забывали о том, что устав
предполагает бедность и отказ ото всех земных радостей, запрещает любые
светские удовольствия и даже смех, пение.
Вошло, увы, в обиход сравнение — «пить, как
тамплиер». В боях с «неверными» рыцари Храма проявляли вероломство, особенную
жестокость, вызывая ненависть мусульман. Не случайно, разгромив в 1187 году
войско короля иерусалимского, Салах ад-Дин весьма милостиво обошелся со всеми
пленными христианскими рыцарями, за исключением тамплиеров...
Впрочем, и после этого поражения, потрясшего
Иерусалимское королевство, орден Храма еще долго владел крупными поместьями в
Святой земле и продолжал увеличивать свои богатства и славу — и добрую, и
зловещую.
Тамплиеры получали от папы римского, видевшего
в ордене свою главную опору, все новые привилегии — освобождение от церковных
налогов, полную независимость от местных светских и церковных властей, подсудность
исключительно папской курии. Храмовники воевали с мусульманами в Святой земле,
а в Европе учреждали одно командорство за другим. Они вмешивались в дела
государств, выступали в роли третейских судей, разрешая конфликты между
монархами, были, между прочим, первыми, кто ввел в обиход бухгалтерские
документы и чеки, а вдобавок поощряли развитие наук. Многое, очень многое еще
предстояло совершить ордену, в том числе и оставить загадки, на которые по сей
день нет ответа. |