Поле для турнира — ристалище — обносили
деревянной оградой в один или два ряда или вместо нее протягивали веревки.
Первоначально поле было круглым, но с течением времени обрело более удобную
продолговатую форму. Вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных
дам, а также судей турнира. Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая
роскошная, под балдахином, убранная цветами, стрелами, изображениями пылающих
сердец, предназначалась для королевы любви и красоты, которую предстояло
назвать будущему победителю.
Хоть и присутствовали на турнирах специально
назначаемые судьи, однако высшими судьями были прекрасные дамы. Любую жалобу
против кого-либо из участников рассматривали именно они, и решение не подлежало
обжалованию.
Однако чаще всего дамы передавали право
решения одному из рыцарей, которого сами избирали, и в знак такого отличия он
назывался почетным рыцарем. При этом он украшал конец своего копья лентой или
каким-то другим знаком благоволения, полученным от дам. Этот символ власти мгновенно
прекращал любые споры, если они случались между участниками турнира.
Открывая рыцарское состязание, герольды громко
оглашали его правила и объявляли, каким будет приз предстоящего состязания.
Если вновь вернуться к тому турниру, в котором принимал участие рыцарь Айвенго,
то Вальтер Скотт приводит условия полностью:
"Пять рыцарей-зачинщиков вызывают на бой
всех желающих. Каждый рыцарь, участвующий в турнире, имеет право выбрать себе
противника из числа пяти зачинщиков. Для этого он должен только прикоснуться
копьем к его щиту. Прикосновение тупым концом означает, что рыцарь желает
состязаться тупым оружием, то есть копьями с плоскими деревянными наконечниками
или «оружием вежливости», — в таком случае единственной опасностью
являлось столкновение всадников. Но если бы рыцарь прикоснулся к щиту острием
копья, это значило бы, что он желает биться насмерть, как в настоящих
сражениях.
После того, как каждый из участников турнира
преломит копье по пяти раз, принц объявит, кто из них является победителем в
состязании первого дня, и прикажет выдать ему приз — боевого коня изумительной
красоты и несравненной силы. Вдобавок к этой награде победителю предоставлялась
особая честь самому избрать королеву любви и красоты.
В заключение объявлялось, что на другой день
состоится всеобщий турнир; в нем смогут принять участие все присутствующие
рыцари. Их разделят на две равные партии, и они будут честно и мужественно
биться, пока принц Джон на подаст сигнала к окончанию состязания. Вслед за тем
избранная накануне королева любви и красоты, увенчает рыцаря, которого принц
признает наиболее доблестным из всех, лавровым венком из чистого
золота..."
Такие условия вполне достоверны. Но, пожалуй,
следует сделать одну оговорку: все-таки был сэр Вальтер Скотт прежде всего романистом,
создателем драматических коллизий. В подавляющем большинстве случаев, хотя,
конечно, всякое бывало за долгую турнирную историю, поединки на ристалище
представляли собой состязания в искусстве владеть оружием, управлять боевым
конем, а не смертный бой.
Помимо объявленных призов, дамы и девицы часто
жертвовали в виде награды за рыцарскую доблесть собственные золотые или
серебряные украшения. А сам главный приз мог быть весьма ценным — один из самых
дорогих за всю историю рыцарских турниров получил в 1468 году Лоренцо Медичи,
правитель Флоренции: шлем из серебра, украшенный серебряной фигуркой Марса.
Кроме того, каждый рыцарь, одержавший победу над другим, получал в качестве
трофея его вооружение и коня.
Как правило, устроители турниров проявляли
особую учтивость по отношению к иноземным рыцарям-участникам. Так однажды на
турнире в Смитфилде, в Англии, при Ричарде II, королева объявила наградой
золотую корону, если победителем станет иностранец, и дорогой браслет, если им
окажется англичанин. |