Известны и многочисленные подражания,
самостоятельные обработки сюжета, начатого Кретьеном де Труа, и не только на
одном французском языке. В Германии тему Грааля наиболее удачно разработал
видный поэт, небогатый рыцарь по происхождению, Вольфрам фон Эшенбах, живший в
XII-XIII веках. Основная часть его стихотворного романа «Парцифаль» совпадает с
«Персевалем» де Труа, но вместе с тем это вполне самостоятельное, оригинальное
произведение.
В «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха Грааль —
не сосуд, а драгоценный камень, принесенный ангелами с неба и наделенный
чудесной силой насыщать каждого по его желанию, дарить молодость и блаженство.
Замок Грааля охраняют рыцари, которых фон Эшенбах называет тамплиерами. Рыцарям
Грааля запрещено любовное служение, служить они могут лишь возвышенному. Когда
какая-нибудь страна остается без короля, один из рыцарей Грааля посылается на
ее защиту, однако он не может никому открыть свое имя и происхождение.
Так в романе сын Парцифаля Лоэнгрин послан
Граалем на защиту Эльзы, герцогини Брабантской притесняемой непокорными
вассалами. Лоэнгрин побеждает врагов Эльзы, но, желая узнать его имя и
происхождение, она нарушает запрет Грааля, и поэтому рыцарь должен вернуться в
свою страну...
Но все-таки чаще всего в рыцарских романах о
Граале эта святыня была именно чашей, связанной с Христом. И на поиски ее, под
пером многочисленных авторов-поэтов, устремлялись все новые рыцари Круглого
стола, — и Ланселот, и Галахад, и Борс. Но лишь немногим из них удалось
достичь цели и, увидев Грааль, обрести в своей душе и мыслях святость.
В XIII веке все эти поэтические романы,
которые в истории литературы получили название «бретонского цикла», постепенно
перекладываются на более удобоваримую прозу. Король Артур и его рыцари
приобретают еще большую популярность среди читателей. Их подвиги обрастают все
новыми подробностями, в них все детальнее описываются повседневный рыцарский
быт и ратная жизнь доблестных воинов. Описания рыцарских добродетелей
становятся назидательными.
В конце концов все это огромное количество
сюжетов и версий, бродивших по средневековой Европе, было собрано и обработано
в цикле из пяти романов, которые позже получили название «Вульгата» —
популярное, всем доступное чтение.
Эти романы — «История Святого Грааля»,
«История Мерлина», «Книга о Ланселоте Озерном», «Поиск Святого Грааля» и
«Смерть короля Артура» — объединялись уже не столько образом самого короля
Артура, сколько образом самого доблестного и благородного из рыцарей — сэра
Ланселота. Правда, присутствуют в них и все многочисленные персонажи, знакомые
по всем прежним «артуровским» произведениям, а основным мотивом становятся
именно поиски возвышенного, символом чего служит Святой Грааль.
Все эти мотивы вдохновили на создание
примечательного произведения еще одного средневекового автора — англичанина
Томаса Мэлори. Во второй половине XV века он написал роман «Смерть Артура». Для
ее появления на свет, для нового возрождения давным-давно уже известной темы
были свои веские причины.
К этому времени рыцарская культура уже уходила
в прошлое, унося с собой и возвышенные рыцарские идеалы. Однако могло ли
бесследно исчезнуть в сердцах людей восхищение мужеством, отвагой, доблестью,
благородством? Разве уйдет когда-нибудь навсегда любовь, прекраснейшее из
чувств, дарованное человеку?
Когда Мэлори задумывал свою книгу, в Англии
шла жестокая междоусобная война за трон, которая вошла в историю под названием
войны Алой и Белой Розы, символами соперничающих родов Ланкастеров и Йорков. В
этой борьбе, длившейся долгие годы, пожалуй, уже и не вспоминали о рыцарском
отношении к противнику, кодексе чести, великодушном и благородном поведении на
поле боя. Обо всем этом и хотел напомнить своим современникам человек по имени
Томас Мэлори, сам участник жестокой феодальной войны.
И вновь ожил перед читателями мир
великодушного, благородного рыцарства с его подвигами во имя возвышенных
идеалов и доброй славой отважных воинов. В образах короля Артура и его рыцарей
Круглого стола собраны все идеальные черты рыцаря — огромная физическая сила,
но вместе с тем учтивость, воспитанность, великодушное отношение к противнику —
словом, все то, что сам Мэлори называл «вежеством». И, разумеется, отличает
рыцарей Мэлори и особо благородное отношение к Прекрасным Дамам.
Нельзя не увидеть, что сам автор просто
любуется своими героями, подвиги их вызывают у него восхищение; и поэтому
другой наиболее частый эпитет в книге — это слово «дивный». «Дивно много народу
полегло в схватке, — сообщает Мэлори читателю. — Дивно разрубил он
рыцаря... дивно нанес он удар копьем...» |