В зависимости от места проведения турниры
имели некоторые различия. В Германии, например, правила устройства турниров
были более строгими и определенными, чем во Франции. Немецкие рыцари, имевшие
право быть включенными в турнирные списки, загодя разделялись на четыре больших
турнирных общества — Прирейнское, Баварское, Швабское, Франконское. Все вместе
они носили название Рыцарства Четырех Стран.
Каждая местность, соответствующая одному из
обществ, поочередно устраивала свой турнир и избирала для этого своего
старшину, который назывался королем турнира и был вместе с тем его главной
судьей. Он же избирал трех дам, которые должны были выдавать рыцарям оружие, и
трех других для раздачи наград. Одна из дам была замужней, вторая — юной
девицей, третья — вдовой.
Требования же, которые предъявлялись к
рыцарям, желающим принять участие в турнире, были почти одинаковы во всех
западноевропейских странах. Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в
двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным
гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.
Правда, со временем такие строгие ограничения
стали ослабляться — к турнирам допускались и рыцари, пусть не столь знатные, но
известные храбростью и умением владеть оружием. Но как бы то ни было, каждый
прибывший на турнир рыцарь допускался к участию в нем только после рассмотрения
его права на совете специально избираемых турнирных судей.
Если кто-то оказывался виновным в недостойном
рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался
права выехать на ристалище. Это распространялось и на уличенных в хуле против
Господа, в оскорблении дамы, в нарушении данного слова, и на каждого, кто
покинул собрата по оружию в сражении.
Высокое значение рыцарского достоинства
поддерживалось и еще одним правилом — никто не мог быть допущен к участию в
турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника.
Однако и для рыцаря, признанного советом
турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще
не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те
устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской
площади, располагая их в строго определенном порядке.
Выше всех помещались гербы знатнейших лиц,
ниже — баронов, и наконец в самом низу — простых рыцарей. Такая выставка
служила как бы программой предстоящего состязания, но вместе с тем, устраивая
ее, герольды обсуждали подлинность каждого из представленных гербов. Лицам не
рыцарского происхождения выставление гербов было строго воспрещено, и уличенные
в таком обмане должны были заплатить штраф в виде вооружения и боевого коня — в
пользу герольдов. В обязанности герольдов входила еще и такая: давать
любопытным зрителям необходимые объяснения, если чей либо герб из выставленных
прежде был им не знаком.
Но не всегда объявлялись во всеуслышание имена
всех рыцарей, пожелавших принять участие в турнире и выдержавших
предварительные испытания. Иногда позволялось скрывать свои имена совсем юным
рыцарям, страшившимся поражения и позора, а также в тех случаях, если рыцарь до
поры предпочитал хранить инкогнито, будучи в неприязненных отношениях с
устроителем турнира.
Случалось даже и так, что турнир становился
своеобразным маскарадом — рыцари появлялись на нем в фантастическом вооружении,
заимствованном у каких-либо легендарных или исторических личностей. В Англии,
например, однажды проводился турнир, где одна сторона рыцарей олицетворяла
легендарного короля Артура и его паладинов Круглого Стола, а другая — Карла
Великого и его воинов. |