Вместе с тем, как росло влияние и могущество
госпитальеров и тамплиеров, учреждались и другие рыцарские ордена — и в Святой
земле, и в других странах. Главной их задачей была та же война с «неверными». А
вести ее в ту пору приходилось не только в Сирии и Палестине.
Многовековая борьба шла в Испании, огромные
территории которой еще в VIII веке были захвачены арабами, вторгшимися из
Северной Африки. В 1158 году монах Раймунд де Фетеро основал
полумонашеский-полувоенный рыцарский орден Калатравы. Он получил свое имя по
названию крепости в Андалузии, для обороны которой и был создан. Рыцари
Калатравы сыграли огромную роль в Реконкисте — отвоевании христианами
захваченных земель.
Подобно госпитальерам и тамплиерам, орден
Калатравы сосредоточил в своих руках огромные богатства и владел обширными
землями, однако не имел той же независимости. Звание гроссмейстеров ордена,
начиная со времен Фердинанда и Изабеллы, всегда носили испанские короли. Со
временем членство в ордене стало служить лишь подтверждением знатности рода,
свидетельством храбрости.
Точно такая же судьба ждала другой
духовно-рыцарский испанский орден — орден Алькантары, основанный двумя годами
раньше.
Еще один духовно-рыцарский возник в XII веке и
в Святой земле — немецкий «Орден дома Святой Марии Тевтонской». Начало его, как
и у госпитальеров, ведется от открытого в Иерусалиме странноприимного дома для
паломников из немецких земель. Правда, в первое время тевтонцы были лишь
подразделением ордена госпитальеров. Но в 1199 году папа римский утвердил устав
тевтонского ордена, первым Великим магистром которого стал Генрих Вальпот, а в
1221 году на тевтонцев распространились все привилегии, которыми пользовались
до этого ордена госпитальеров и тамплиеров.
Рыцари, вступающие в тевтонский орден, давали
тот же обет послушания, целомудрия и бедности, символом их тоже был крест,
однако, в отличие от госпитальеров и тамплиеров, среди которых были рыцари
разных стран, тевтонский орден был, в основном, немецким. И стояли тевтонские
рыцари на защите Гроба Господня совсем недолго в сравнении с другими орденами.
Довольно скоро их внимание было перенесено в Восточную Европу. Причиной для
этого стала катастрофа, постигшая другой немецкий орден.
С 1202 года существовал духовно-рыцарский
орден меченосцев. Он был создан при содействии папы римского Иннокентия III
специально для того, чтобы нести христианскую веру прибалтийским народам ливов,
эстов, земгалов. В основу устава меченосцев был положен устав тамплиеров;
подчинялись рыцари-меченосцы папе римскому и рижскому епископу Альберту.
В начале XIII века меченосцы захватили
обширные земли в Восточной Прибалтике, треть из них была закреплена за орденом
папой римским.
Однако в 1236 году войско литовцев и земгалов
разбило рыцарей при Сауле (современный Шауляй). После этого остатки ордена
меченосцев объединились с тевтонским орденом. К 1283 году рыцари, захватив
Пруссию, Ливонию и Курляндию, создали государство тевтонского ордена,
занимающее земли от Немана до Вислы.
Но не одни только духовно-рыцарские ордена
создавались в Европе в средние века. Немало учреждалось и светских орденов. У
них были разные цели — борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или
иного короля или сеньора. Эти ордена, отличавшиеся один от другого не только
задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время,
объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались,
не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как храмовники,
тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки
отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и
жемчугом.
Этим знакам отличия суждено было пережить
рыцарские ордена, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться
орденами. Некоторые из них существуют и поныне, но вместе с тем появилось и
великое множество новых наградных знаков, уже никак не связанных с рыцарями.
Однако сама история этих высших для любой страны знаков отличия идет от далеких
рыцарских времен. |