Но, разумеется, не одна только утонченная
лирика составляет литературу рыцарских времен. И далеко не одним Провансом и
северной Францией очерчивались ее границы. Примечательные произведения
создавались и в одно время с трубадурами и труверами, и до них, и после.
Создавались повсюду — в других графствах и герцогствах Франции, в Испании, в
Германии.
В ранние времена, отличавшиеся суровой
простотой и более прямолинейными идеалами, слагалось огромное количество
эпических поэм о битвах, рыцарской верности сеньору, данному ему слову.
Конечно, далеко не все из них дошли до нас, потому что поэмы передавались
устно, подобно нашим русским былинам, и не все из них были записаны в более
поздние времена.
Однако на основе именно такого устного
творчества безымянных авторов, постоянно видоизменяющих, дополняющих друг друга
или, наоборот, опускающих что-то в ходе каждого нового последующего пересказа,
появились в конце концов такие шедевры, как «Песнь о Роланде» во Франции,
«Песнь о Нибелунгах» в Германии, «Песнь о моем Сиде» в Испании.
Незатейливы были сюжеты самых ранних
произведений такого рода. Обычно в основу его бралось какое-то реальное
событие, постепенно обрастающее фактами, относящимися к другим временам, к
другим героям, и принимающее в конце концов совершенно фантастические
очертания.
Различны объемы этих наивных героических поэм
— от 1000 до 20000 строк. Первоначально они держались только на ритме, но
постепенно, с течением десятилетий, последующие исполнители, которых,
безусловно, надо называть соавторами, старались искать для строк рифмы. И
придуманная кем-то однажды поэма разносилась по герцогствам и графствам все
дальше и дальше, переводилась на другие языки, становясь все более
неузнаваемой.
Исполнение того или иного подобного
произведения было событием для средневекового города или замка. Остановившись
на главной городской площади, жонглер привлекал к себе внимание, собирал вокруг
себя сначала небольшой, но все прибывающий круг слушателей. Когда их набиралось
достаточно — впрочем, они и потом продолжали подходить, — он энергичным
возгласом призывал всех к молчанию и потом начинал петь речитативом,
аккомпанируя себе на маленькой арфе или виоле.
Обычно жонглер не успевал закончить всю поэму
до ночи, и поэтому исполнение продолжалось на следующий день. Если произведение
было очень большим, иногда его хватало и на целую неделю. А пока оно длилось,
жонглер уже получал приглашение в соседний город, а то и какой-либо знатный
сеньор присылал пажей из своего замка...
Именно так многие века назад звучало по всей
Западной Европе и самое знаменитое произведение этого жанра — «Песнь о
Роланде». Причем не только в городах и замках для развлечения — ее пели перед
битвами для воодушевления воинов. Есть, например, свидетельства о том, что
«Песнь» исполнялась а стане норманнских рыцарей в битве при Гастингсе в 1066
году, после которой Вильгельм Завоеватель стал королем Англии, и даже имя певца
сохранила история — Тайфьер. |