Она оказалась и более продолжительной, и
гораздо более романтической, чем у тевтонского ордена. Вынужденные в 1187 году
покинуть Иерусалим, главную свою резиденцию, иоанниты еще некоторое время
удерживали в Сирии принадлежавшие ордену земли. В 1291 году, когда пал
последний оплот крестоносцев в Святой земле, прибрежная крепость Акра,
госпитальерам пришлось перебраться на остров Кипр, которым правил в то время
король Гвидо Лузиньян, потомок последнего короля иерусалимского.
Однако присутствие на острове мощной, хорошо
вооруженной и совершенно независимой организации не пришлось по душе кипрскому
королю. В течение нескольких лет конфликт только обострялся. В 1307 году
иоанниты, занявшиеся к этому времени «морской войной» с мусульманами,
оснастившие собственный флот, нападавшие на вражеские корабли, захватывая
огромную добычу, решили перебраться с Кипра на остров Родос, принадлежавший
Византии.
Правда, местное греческое население, не
желавшее подчиняться иоаннитам, два года продолжало вести с пришельцами упорную
борьбу, но наконец Великий магистр Фалькон де Вилларет провозгласил Родос
собственностью ордена.
С этого времени к названию ордена добавилось
еще одно — родосские рыцари.
Потянулись долгие десятилетия относительно спокойной
жизни. Войны гремели где-то вдали от Родоса, здесь же, казалось, ничто не
менялось.
Орден продолжал богатеть, как за счет доходов
со своих земельных владений в Европе, так и в результате морских сражений с
«неверными» и с пиратами, которых во все века было на Средиземном море великое
множество. И продолжал свято соблюдать уставные традиции, сложившиеся еще при
основании ордена. Причем для желающих стать членами родосского рыцарского
ордена условия становились все более жесткими.
С самого основания ордена от его будущего
члена требовались доказательства благородного происхождения, однако поначалу не
нужно было представлять подробных родословных. Но когда рыцари стали вступать в
неравные браки, что случалось все чаще, от принимаемых в орден стали требовать
сведения не только об отце и матери, но и двух других восходящих поколениях,
которые должны были принадлежать к древней знати и по фамилии, и по гербу.
В рыцари родосского ордена не принимались те,
чьи родители были банкирами или занимались торговлей, хотя бы и имели рыцарские
гербы. Полностью закрыт был путь тем, в чьем роду, пусть и в самом отдаленном
колене, были евреи. Впрочем, в виде исключения Великий магистр мог даровать
кому-либо звание родосского рыцаря по своему усмотрению, но даже эти возможные
исключения были строго оговорены правилами, через которые и глава ордена не мог
переступить.
Вступить в орден в качестве не рыцаря, а
обыкновенного воина, было проще, но и здесь требовались свидетельства о том,
что отец и дед не были рабами и не промышляли каким-нибудь художеством или
ремеслом.
Но даже в том случае, когда все свидетельства
оказывались в должном порядке, будущим родосским рыцарям предстояли
предварительные испытания. Они должны были подтвердить свое воинское искусство
и совершить по крайней мере пять «караванов». Под этим словом подразумевались
плавания на судах ордена с 1 января по 1 июля или с 1 июля по 1 января, так что
в общей сложности будущий рыцарь должен был проплавать в море не менее двух с
половиной лет.
Тот, кто проходил это испытание, считавшееся
искусом, должен был принести обеты послушания, целомудрия и бедности, обет
искоренять «магометанское исчадие» и положить жизнь за Иисуса Христа, за
знамение животворящего креста и за своих друзей, то есть за тех, кто исповедует
христианскую веру. Следуя обету целомудрия, родосский рыцарь не только не мог
быть женат, но даже не мог держать в своем доме родственницы или невольницы
моложе пятидесяти лет. |