История сохранила для нас подробное описание
такой торжественной церемонии.
Рыцарь, которого принимали в орден, приходил в
церковь в широкой неподпоясанной одежде, которая символизировала полную
свободу, которой он пользовался прежде. Он становился на колени, и ему вручали
зажженную свечу, задавая вопрос: «Обещает ли он иметь особое попечение о
вдовах, сиротах, беспомощных и обо всех бедных и скорбящих?»
Когда на это давался утвердительный ответ,
будущему члену родосского ордена вручали обнаженный меч, которым он должен был
защищать бедных и сирот и поражать врагов веры. Затем тот, кто принимал в
орден, трижды ударял посвящаемого по плечу своим обнаженным мечом, говоря при
этом, что такой удар мечом должен быть для рыцаря последним.
После этого обряда служилась торжественная
обедня, но и после нее церемония продолжалась. Вступающий в орден отвечал на
вопросы: хочет ли он повиноваться тому, кто будет поставлен ним от имени
Великого магистра? Не сочетался ли он браком с какой-либо женщиной? Не состоит
ли поручителем по какому-нибудь долгу и не имеет ли сам долгов?
Ответив на все вопросы, принимаемый клал
правую руку на молитвенник и клялся свято блюсти верность ордену. В знак
послушания, по приказу того, кто принимал в орден, будущий родосский рыцарь
относил молитвенник к алтарю и приносил обратно. Затем он он должен был
прочитать вслух сто пятьдесят раз подряд «Отче наш».
Но и этим обряд еще не заканчивался: будущему
родосскому рыцарю показывали ярмо, бич, копье, гвоздь, столб и крест; при этом
принимающий говорил о том, какое значение эти предметы имели при страданиях
Христа, и что об этих предметах надлежит вспоминать как можно чаще. На шею
вступающему одевали ярмо, как знак полной неволи, который он должен носить с
покорностью. И наконец родосские рыцари помогали новичку одеть орденское
одеяние и каждый троекратно целовал его, как своего нового брата.
Орденской одежде по-прежнему придавалось очень
важное значение, никто не мог носить ее, кроме членов ордена. Правда, она могла
быть предоставлена королям и тем из знатнейших сеньоров, которые жертвовали в
казну ордена крупную сумму золотом.
Одним из правил, которым следовали с первых
лет существования ордена, было общежитие. Живя все вместе, рыцари составляли
«конвент». Однако с течением времени здесь была принята оговорка: от рыцаря
требовалось, чтобы он провел в конвенте только пять лет, причем независимо как
— все пять лет сразу или же в общей сложности.
Существовали и правила для общего рыцарского
стола — в день рыцарю полагалось не меньше фунта мяса, один графин хорошего
вина и шесть хлебов. В постные дни мясо заменялось рыбой и яйцами... |