Первые города и в самом деле скоро покорились
крестоносцам. Еще у Гераклеи от основного войска отделился отряд, которым
командовали тот самый Танкред, племянник Боэмунда Тарентского, что в
Константинополе отказался принести вассальную присягу императору Алексею
Комнину, и младший брат Готфрида Бульонского граф Балдуин. Их отряды круто
повернули на юг — в Киликию. Там, правда, жили армяне, тоже исповедовавшие
христианство, однако знатные, но безземельные Танкред и Балдуин уже и не
скрывали, что им все равно, чьи владения прибирать к рукам. Более того, они
были готовы вступить в бой, если иначе нельзя, не только с единоверцами, но и
друг с другом.
Из-за киликийских городов Мамистры, Адана,
Тарса крестоносцы, присоединившиеся к Танкреду, и рыцари графа Балдуина однажды
даже жестоко схватились между собой. Бой был самым настоящим — с убитыми,
ранеными, взятыми в плен. Потом соперники заключили мир, каждому досталось то,
что он успел захватить.
Оставив в киликийских городах небольшие
гарнизоны под предлогом защиты единоверцев-армян от возможных нападений
сельджуков, Танкред и Балдуин присоединились к остальному крестоносному войску.
Однако почти сразу же Балдуин с отрядом из небольшого числа рыцарей и двух
тысяч пеших воинов двинулся на богатый город Эдессу, также принадлежавший
армянам. Захватив по пути несколько крепостей, он вошел в город под предлогом
того, что намерен защищать его в случае нападения «неверных», однако тут же
сверг правителя Эдессы князя Тороса, вступив в заговор с частью его
приближенных. Затем, чтобы вознаградить всех, кто отправился вместе с ним, Балдуин
стал нещадно грабить горожан, раздавая рыцарям и воинам золото, серебро,
драгоценные камни, дорогую посуду, ковры, ткани.
Притеснения и грабежи были настолько
жестокими, что горожане подняли восстание против своих «защитников» и даже
пытались призвать на помощь «неверных» сельджуков. Крестоносцы легко подавили
мятеж, казнили зачинщиков, а тех, кто был побогаче, заточили в темницы, требуя
за освобождение огромный выкуп.
«И подобные неисчислимые дела они совершали
ради грабежа сокровищ, — записал много позже один из хронистов, составляя
историю Эдессы, — предав страну разграблению, а людей — жестоким мучениям.
Они помышляли лишь о зле и полюбили стезю злодеяний».
Ничего тут не поделаешь — были
рыцари-крестоносцы, пришедшие в Малую Азию, истинными сынами своего жестокого,
противоречивого времени. Несомненно, что двигала ими истинная христианская
вера, как несомненно и то, что не мыслили они себе военного похода без
завоевания земель для своего пользования. Несомненно и то, что, как было бы и в
любые другие времена, одни из участников похода оказались безмерно алчны, а
другие нет, и кто-то отличался большей жестокостью, чем остальные.
Как бы то ни было, на завоеванных восточных
землях не могли не возникнуть государственные образования по образцу европейских
королевств, герцогств, графств с той же системой вассальных земельных
отношений. Первым из них и стало графство Эдесское. Небольшая часть
христианского войска так и осталась здесь, провозгласив своим сюзереном графа
Балдуина.
Основные же массы крестоносцев, с огромными
трудностями преодолев хребет Антитавра, продолжали путь к Иерусалиму. Поздней
осенью 1097 года они оказались в Сирии.
Эти места совсем не были похожи на те, по
которым христиане шли прежде. Дорога теперь пролегала по плодородным
возделанным долинам, где росли овощи и злаки, среди виноградников и
апельсиновых рощ. Впереди был богатый и цветущий город Антиохия, где правил
сельджукский эмир аль-Ягысьяни. |