Увы, утонченной поэзии трубадуров история
готовила поистине трагический конец. В начале XIII века по цветущим землям
Прованса прошла опустошительная война. Начали ее рыцари северных французских
провинций с благословения папы римского, так как официально война именовалась
крестовым походом против еретиков-альбигойцев.
Альбигойцы, большей частью ремесленники и
некоторые крестьяне, выступали против церковных догматов, и в основе их
верований, в отличие от христианского аскетизма, лежала философия гораздо более
жизнелюбивая. Неудивительно, что альбигойские идеалы стала исповедовать и
немалая часть знати Южной Франции, как несомненно и то, что эта вера во многом
питала и творчество трубадуров. Она становилась все более популярной, оттесняя
строгие христианские постулаты и распространяясь на все большей территории.
Это религиозное движение было осуждено
Вселенским собором в 1215 году, но войны за веру развернулись в Южной Франции еще
раньше — в 1209 году и длились двадцать лет. В конце концов в крестовом походе
против альбигойцев принял участие и сам король Франции Людовик VIII,
присоединивший в результате этого к королевскому домену часть Тулузского
графства. Горели города и деревни, в огне помимо других ценностей погибали и
собрания рукописей, многие творения были утрачены безвозвратно.
А самим трубадурам, по крайней мере,
значительной их части, пришлось искать приюта в итальянских феодальных
княжествах, при дворах каталонских, португальских, арагонских, кастильских
монархов. Стихам их пришлось зазвучать на чужих языках. И, разгромленная у себя
на родине, никогда уже не достигавшая прежних высот лирика трубадуров оказала
тем не менее огромное влияние на литературу других западно-европейских стран. |