Ранним утром 7 июня 1099 года с высокой горы,
которая потом получила название Горы радости, крестоносцы увидели перед собой
древний Иерусалим, город, священный и для христиан, и для мусульман, и для
евреев, город с тысячелетней историей и трудной судьбой.
По древне-еврейски он назывался Иерушалаим,
по-арабски — Аль-Кудс. Владели городом и Иудейское царство, и Александр Македонский,
и Селевкиды, а вслед за ними — Древний Рим, Византия, арабы, сельджуки.
За год до того, как к Иерусалиму подошли
крестоносцы, его вновь отвоевал у сельджуков халиф Египта. Впрочем, для
христиан арабы были точно такими же «неверными», как и сельджуки. И хоть с
арабами они еще у стен Антиохии вели переговоры о союзе, под стенами Иерусалима
об этом уже никто не вспоминал.
Город, как можно было судить даже издали,
отличался особенной красотой — со множеством мечетей, высокими минаретами,
белыми домами, причудливо извивающимися улицами. Где-то среди них был и
священный для христиан храм Воскресения с Гробом Господним.
Но Иерусалим был не только красив, но и
прекрасно укреплен. С трех сторон его защищал глубокий ров, вокруг всего города
тянулись высокие стены. Башенные бойницы, из которых можно было обстреливать
осаждавших или лить на них кипящую смолу, в случае необходимости закрывались от
вражеских стрел и дротиков тюками с хлопком или сеном. В городе были большие
запасы пресной воды, собранной в цистернах и бочках, много продовольствия.
Правда, сам арабский гарнизон был не очень
велик — не более тысячи воинов. Этих сил явно не хватило бы для обороны
достаточно протяженной линии стен, но комендант мог надеяться на помощь
жителей-мусульман, у которых были все основания опасаться воинов-христиан.
Взять Иерусалим штурмом с первого раза
христианскому войску не удалось — не хватало осадных лестниц. Но и долгую осаду
нельзя было вести — почти во всех колодцах в окрестностях Иерусалима «неверные»
отравили воду. На помощь крестоносцам пришли предприимчивые купцы из
европейских стран.
В порт Яффу, служивший морскими воротами
Иерусалиму, стали подходить суда с грузом дерева, веревок, гвоздей, топоров,
материалов и инструментов, необходимых для сооружения осадных орудий. На этих
же судах прибыли и искусные мастера. Они принялись сооружать стенобитные
машины-тараны из толстых бревен, обитых с одного конца железом, а также высокие
штурмовые башни на колесах. Сколотили огромное количество штурмовых лестниц.
Но все-таки даже и с таким мощным арсеналом
город все никак не удавалось взять. Арабские воины из гарнизона и местные
жители-мусульмане, откликнувшиеся на призыв помочь защитникам, умело
оборонялись.
На деревянные осадные башни, едва только они
подкатывались к стенам, выбрасывался из железных труб «греческий огонь» —
горючая смесь из нефти и селитры. Были и другие остроумные средства. «Они
начали кидать в наши орудия, — вспоминал очевидец, — просмоленные,
обмазанные воском и серою деревяшки, обертывая их в горящее тряпье. Я говорю,
что они были со всех сторон обмазаны серою и еще утыканы гвоздями для того,
чтобы, куда бы ни попадали, цеплялись и, цепляясь, воспламеняли бы».
Крестоносцы в свою очередь тоже проявляли
немалую изобретательность: защищая от воспламенения свои осадные орудия, они
закрывали их мокрыми звериными шкурами из своих охотничьих трофеев.
Но осаждающие все больше страдали от жажды.
Воду приходилось доставлять издалека, в самодельных огромных бурдюках, сшитых
из кожи быков и мулов. У многих источников и речушек посланных за водой
поджидали засады; сарацины, как называли тогда арабов, да и вообще всех
«неверных», безо всякой жалости убивали христианских воинов.
Спешить со взятием священного города надо было
не только из-за нехватки воды. Точь-в-точь, как это было под Антиохией, по
лагерю христиан пронесся слух, что на выручку осажденному городу идет из Египта
большое подкрепление. В самом начале июля началась подготовка к решительному
штурму.
Крестоносцы поднимали свой боевой дух с помощью
торжественных молебнов. Вокруг всего Иерусалима устраивались крестные шествия.
Рыцари, оруженосцы, слуги, пешие воины шли босиком. священнослужители несли
большие деревянные кресты. Со святых для христиан мест — Сионской и Масличной
гор — к воинам обращались самые именитые представители духовенства, в том числе
епископ Адемар, представитель самого Папы римского Урбана II. |