Но немало и других героических произведений,
создававшихся во Франции в одно время с великой «Песней», оставили в литературе
заметный след.
Например, «Паломничество Карла Великого», где
действуют, кстати говоря, те же герои — и сам Роланд, и его друг доблестный
рыцарь Оливье, и Ожье-Датчанин. Здесь Карл Великий вместе с приближенными отправляются
помериться силой с греческим императором Гугогон. Совершить все свои подвиги
французам помогают святые реликвии, полученные во время паломничества в
Иерусалим.
Дошел до нас и большой эпический цикл,
объединенный одним главным героем — Гильомом Оранжским.
В древнейшей из этих поэм ясно чувствуется
влияние «Песни о Роланде», она даже и называется «Песнь о Гильоме». Здесь
действие основано на том, что племянник героя, юный рыцарь Вивьен, поклялся
никогда не отступать перед сарацинами. В страшной битве с полчищами
высадившегося во Франции кордовского царя Дераме он упорно отказывается
обратиться за помощью к дяде и только перед самой смертью посылает к нему
своего двоюродного брата.
Сам Гильом — удалой воин с довольно
необузданным нравом, горячий, смелый, прямой. Он поклялся отомстить за
племянника, но дважды его войска были разбиты. Тогда по совету верной и умной
жены, крещеной сарацинки, он требует новое войско у короля Людовика, добивается
своего не без королевских возражений, и жестоко расправляется с маврами.
Вообще говоря, Гильому не раз приходится
проявлять свой нрав, иной раз он даже действует вопреки воле короля, но зато в
интересах королевства. В поэме «Коронование Людовика» герою пришлось буквально
силой заставить Карла Великого короновать своего наследника, а предателя
Анселина он тут же убил кулаком.
В двух других поэмах — «Нимская телега» и
«Взятие Оранжа» — Гильом, обойденный в распределении земель, требует для себя
от короля Людовика только Ним и Оранж, города, находящиеся в ту пору во власти
сарацин, и сам для себя захватывает их, изгоняя «неверных».
Уже состарившись и уйдя в монастырь, о чем
рассказывает поэма «Монашество Гильома», воин сохранил всю свою удаль и буйный
нрав. Пугает монахов своей строптивостью, в одиночку избивает целую шайку
разбойников. А потом, когда Париж осаждают сарацины, Гильом оставляет монастырь
и вновь отправляется спасать злополучного короля Людовика и королевство.
Насчитывает цикл поэм о Гильоме Оранжском ни
мало ни много — целых две дюжины. А ведь, конечно, не все из сочиненных
когда-либо дошли до наших дней...
Известны во французском эпосе и поэмы о Жераре
Русильонском и Ожье-Датчанине. Эти гордые рыцари-вассалы не боятся соперничать
и ссориться с самими королями. Вражда, правда, заканчивается примирением. Одна
из коллизий прямо напоминает нашу знаменитую былину об Илье Муромце, которого
держал в заточении князь Владимир, но вынужден был освободить в тот
драматический момент, когда Киев осадили враги. Точно так же и Карлу Великому
приходится выпускать Ожье из темницы только тогда, когда на Францию двинулись
язычники, и другого спасителя не найти...
Поскольку литература отражает все приметные
явления своего времени, не могли героические поэмы не отразить феодальных
распрей, родовой вражды, конфликтов вассального долга с родственными
отношениями. Все это можно найти в поэме «Рауль де Камбре», которую
исследователи датируют второй половиной XII века.
Рауль де Камбре наделен примерно теми же
чертами, что и Гильом Оранжский — неукротимостью, своенравием. Все тот же
литературный король Людовик лишил его отцовских земель, но даровал чужую —
наследственный феод графов Вермандуа. И на протяжении двух поколений тянется в
поэме феодальная распря.
Но в отличие от Гильома Оранжского, Рауль де
Камбре свиреп, жесток, несправедлив. В поэме ему противопоставлен оруженосец и
вассал Рауля — юный Бернье. Поначалу он вынужден поддерживать де Камбре против
собственных родителей, даже перенести смерть матери, сожженной вместе со всем
женским монастырем своим господином. И все же кончается поэма тем, что Бернье
убивает Рауля де Камбре. |