Решительный штурм начался ранним утром 15 июля
1099 года. Главный удар христианские воины нанесли там, где сарацины меньше
всего его ожидали. Крестоносцам удалось вскарабкаться на стену и завязать на
ней рукопашный бой. В других местах арабы успешно отбивали атаки. Когда одна из
осадных башен была придвинута к стене вплотную, защитники города, по описанию
очевидца, «стали действовать против них и поливали кипящим маслом и жиром и
жгли пылающими факелами упомянутую башню и рыцарей, которые в ней находились. И
таким образом для многих сражающихся с той и другой стороны наступала смерть
быстрая и преждевременная».
Ожесточенный бой продолжался несколько часов.
Крестоносцы, распаленные отчаянным сопротивлением, атаковали все яростнее.
Наконец в разных местах оборонительные линии были прорваны, и крестоносцы
ворвались на улицы священного города.
В отместку за то, что на стенах вместе с
воинами-арабами были и горожане, в городе убивали всех без разбора. В течение
трех дней погибли не меньше 70 тысяч мусульман. Напрасно горожане пытались
укрыться в мечетях — именно в них искали сокровища воины Готфрида Бульонского и
Танкреда, первыми ворвавшиеся в город. В мечети ал-Акса, построенной на месте
древнего храма царя Соломона, укрылись несколько сот человек — старики,
женщины, дети, калеки. Распаленные битвой крестоносцы не пощадили никого.
Одновременно с резней на улицах и в
мусульманских мечетях, началось торжественное богослужение в христианском храме
Воскресения, где покоится Гроб Господень. И поистине поразительные, ни
укладывающиеся ни в какое воображение картины можно было видеть в тот день в
Иерусалиме — те, кто шли в крестных ходах по святым местам, ступали по горам
трупов; воины, только что в слезах припадающие к плитам храма Воскресения,
вновь хватались за мечи и устремлялись на поиски мусульман; сокровища, только
что отнятые у «неверных», тут же жертвовались христианской Церкви или самым
бедным из участников крестового похода во имя искупления грехов...
В домах горожан рыцари захватывали все ценное.
Любой дом, независимо от того, был ли он богат или беден, считался
собственностью того, кто ворвался в него первым. В этом случае рыцарь спешил
повесить на воротах свой щит, чтобы оповестить остальных, что здесь уже есть
хозяин.
После этой даты — 15 июля 1099 года — хозяина
обрел и весь Иерусалим.
Быть королем Иерусалимским предводители
крестоносцев предложили поначалу графу Раймунду Тулузскому. Но тут случилось
неожиданное: граф Раймунд, отчаянно боровшийся с Боэмундом Тарентским за право
владеть Антиохией, а по пути к Иерусалиму призывавший начать осаду богатого
города Триполи, на который тоже имел виды, отказался от высокой чести. Он
объявил, что никогда не будет носить земную корону в Святой земле.
Тогда выбор пал на Готфрида Бульонского.
Однако и этот герой не захотел носить короны
там, где «Христос был коронован терновым венцом», и согласился принять лишь
титул заступника Гроба Господня.
Между тем к Иерусалиму и в самом деле
приближалось огромное четырехсот тысячное войско египетского халифа.
Крестоносцев, обосновавшихся в Святом городе, оставалось в двадцать раз меньше.
Однако рыцарское войско было безмерно воодушевлено тем, что главная цель
наконец достигнута и Гроб Господень отныне находится под их защитой. Готфрид
Бульонский, первый правитель Иерусалима, вывел крестоносцев навстречу сарацинам
и напал на них в долине Аскалона. Несмотря на подавляющее численное
превосходство, мусульмане были разбиты и бежали с поля битвы.
Эта победа отдала в руки христиан почти всю,
за исключением немногих городов, Святую землю.
Заступник Святого Гроба успел еще построить
христианский монастырь в долине Иосафата, поставил в Святой Земле патриарха и
всячески поддерживал Церковь и духовенство. Даже сам город Иерусалим он принял
от патриарха в качестве ленного владения. 18 июля 1100 года Готфрид Бульонский
умер в Иерусалиме и был торжественно погребен в храме Воскресения рядом с
Гробом Спасителя.
Уже после его смерти крестоносцы создали
Иерусалимское королевство. Королем рыцари и народ провозгласили Балдуина, брата
Готфрида Бульонского, властвовавшего в Эдессе. 25 декабря 1100 года, в праздник
Рождества Христова, Балдуин 1 был коронован в святом для христиан местечке
Вифлеем, где родился Иисус. Короновал его патриарх Даимберт.
|