В последнем, неоконченном стихотворном романе
Кретьена де Труа «Персеваль», появляется наконец и таинственный, непонятный,
мистический Грааль, ради которого совершали потом свои подвиги рыцари во
множестве произведений других авторов.
Грааль, как некий магический талисман, имеет,
по-видимому, отношение и к кельтским сказаниям, но вместе с тем он и порождение
более поздних христианских времен. Именно синтез древнейших преданий с
христианской религиозностью породил особое направление рыцарского романа.
Святой Грааль — это некий сосуд,
материализованная святыня, имеющая магические свойства. В христианских
представлениях обычно считалось, что это чаша с кровью Иисуса Христа, которую
собрал Иосиф Арифамейский, снявший с креста тело распятого Господа. Часто
предполагалось, что эта чаша служила Христу и апостолам во время Тайной вечери
— она была потиром, чашей для причащений.
Однако по другим, более редким религиозным
версиям, Грааль — это серебряное блюдо, на котором лежала отрубленная голова
Иоанна Крестителя.
Некоторая неясность, что же такое Грааль — а
им назывались иногда и другие предметы, — вообще неотделимая часть легенды
о нем, так как предполагалось, что Грааль — это тайна, невидимая для
недостойных, а достойным являющаяся то так, то иначе. Как бы то ни было, Грааль
обладает чудесными свойствами исцелять, насыщать своих избранников неземными
яствами, даровать молодость. На поиски Грааля и отправлялись в рыцарских
романах один герой за другим.
Стихотворный роман Кретьена де Труа о нем
называется «Персеваль», но имеет и второе название, прямо указывающее на его
суть — «Повесть о Граале». Начинается действие с того, что вдова одного рыцаря,
муж и несколько сыновей которой погибли в боях и на турнирах, желая сберечь
своего последнего малолетнего сына, называвшегося Персевалем, от всех
опасностей рыцарской жизни, поселилась вместе с ним в глухом лесу. Но подросший
Персеваль однажды случайно встретил проезжавших по лесу рыцарей, и тогда ему
тоже вдруг открылось подлинное его предназначение.
Он объявил матери, что хочет стать таким же,
как и они, воином, и в конце концов ей пришлось дать на это согласие.
Персеваль, как водится, отправился ко двору короля Артура, чтобы там получить
посвящение в рыцари. Поначалу, как следствие прежней уединенной жизни, он
совершает один смешной промах за другим, но постепенно все проникаются к нему
уважением из-за его доблести.
Начинаются подвиги Персеваля. Однажды он
попадает в некий замок, где становится свидетелем странной сцены: посреди зала
лежит старый больной рыцарь, владелец замка, и мимо него проходит процессия,
имеющая какой-то тайный смысл. Сначала несут копье, с острия которого капает
кровь, затем сам Грааль — ослепительно сверкающий сосуд, потом серебряную
тарелку.
Из скромности юный Персеваль не решается
спросить, что все это значит. Утром, когда он проснулся в отведенной ему
комнате, то увидел, что в замке никого нет. Тогда Персеваль тоже уезжает, и
лишь много времени спустя узнает, что если б он спросил о смысле процессии, то
больной рыцарь сразу бы исцелился, а во всей стране наступило бы благоденствие.
Выяснилось и то, что неуместная застенчивость напала на него в наказание —
своим уходом из дома, скрытого в глуши леса, он разбил сердце матери.
Узнав все это, Персеваль дал себе слово во что
бы то ни стало вновь отыскать таинственный замок, и вновь отправляется в путь.
В свою очередь на поиски отправляется и Говен, племянник короля Артура...
Увы, то, что должно было произойти с ними
дальше, так и осталось неизвестным: Кретьену де Труа не суждено было довести
свой роман до конца. Остается неясным и то, что подразумевал под Граалем сам
автор — он никак не связывает таинственную чашу с кровью Христа.
Однако роман Кретьена де Труа завершали другие
французские поэты, причем, случалось, независимо друг от друга, так что в
истории литературы остались рукописные списки «Персеваля» с идентичным началом
и разными окончаниями. |