Искренняя вера, двигавшая первыми
крестоносцами, удивительным образом совпала и со многими другими их чаяниями.
Призывая христиан идти на Восток для освобождения Гроба Господня, Церковь мудро
разрешала тем самым и множество мирских насущных проблем Западной Европы,
которые иначе казались бы и вовсе неразрешимыми. И делала это Церковь вовремя.
Конец XI века оказался одним из самых
бедственных времен во всей европейской истории. По какой-то странной зловещей
закономерности из года в год прокатывались по Европе болезни и стихийные
бедствия, деревни и немногие еще тогда города целиком вымирали от голода.
В летописях можно найти сведения о том, что,
например, в Англии в 1093 году были невиданные наводнения, вызванные разливами
рек, а зимой грянули необычайно жгучие морозы. Урожай был не собран, начался
голод. В Германии в том же году выдалась необыкновенно дождливая осень, хлеб в
полях почти полностью сгнил.
В 1094 году по многим странам прокатилась
эпидемия «огненной чумы». Летом начались нескончаемые ливни, разлились реки,
затопившие поля. От болезней и голода умерли десятки тысяч людей, по дорогам
бродили разбойничьи шайки из отчаявшихся и на все готовых людей крестьян.
В 1095 году, том самом, когда состоялся
Клермонский Собор, бедствия не прекращались. В одной из церковных хроник можно
найти лаконичное свидетельство: «Давно ожидавшийся голод разразился жесточайшим
образом».
Не меньше, чем от стихий и болезней, люди, в
основном, крестьяне, страдали от непрерывных войн, которые вели между собой
бароны. Пылали деревни, вытаптывались поля. Однако несмотря ни на что,
крестьянин должен был кормить не только себя и семью, но и своего сеньора, чей
замок возвышался над деревней, словно грозный сторож, от которого никуда не
скрыться.
А ведь папа прямо сказал — земля на Востоке, в
отличие от родной, что едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает, —
плодоноснейшая из плодоноснейших. И если крестьянин отправится на Восток, то
его сеньор никак не сможет противиться святому делу и силой удерживать в своей
деревне. Там, на Востоке, крестьянин мог не только послужить Господу, но и
обрести свой клочок земли. стать ее хозяином и получать свой урожай.
Однако и у рыцарского сословия, помимо
искреннего желания послужить христианской вере, тоже нашлись другие подспудные
причины горячо откликнуться на призыв Церкви. Многие безземельные рыцари, а
таких появилось великое множество, всегда были готовы принять участие в военном
походе, если он сулил не только славу, но и добычу. Именно такие рыцари из
Нормандии, объединившись, захватили в XI веке Южную Италию и остров Сицилию. В
1066 году, возглавляемые герцогом Вильгельмом, норманнские рыцари покорили
Англию, разбив войско короля Гарольда.
«Кто здесь горестны и бедны, — говорил
Папа Урбан II, словно прямо обращаясь к младшим сыновьям, которым не приходилось
рассчитывать на отцовское наследство, или рыцарям, разоренным в междоусобных
войнах, — там будут радостны и богаты. Вы захватите и сокровища ваших
врагов...»
Несомненно, направляя воинственную энергию
рыцарей на освобождение Гроба Господня, Церковь рассчитывала и на то, что в
самой Европе прекратятся бесконечные распри, и снизойдет на нее желанный мир.
Последовать призыву Церкви, «не отрекаясь от
мира и не посвящая себя монашеской жизни или выполнению каких-либо других
религиозных обязанностей, но оставаясь при своем обычном образе жизни и
единственно желая заслужить благоволение Божие», намеревались и самые
могущественные из сеньоров, как тот же граф Тулузский. И все же... «Заслужив
благоволение Божие», можно было вместе с тем и приумножить богатства, даже
основать новые христианские государства для себя самих и своих потомков. |