Бедные предки наши обманулись в своих ожиданиях: не
прошло и двух лет после славного Донского сражения, как Москва опять
оказалась в руках татар и опять терпела все те ужасы, какие происходили в
ней во времена Батыя. Новый мучитель ее, т.е. новый царь татарский, был
не Мамай, которого уже не было на свете, а смертельный неприятель его -
хан Тохтамыш, один из потомков Чингисхана. Во время беспорядков,
происходивших в Капчакской орде около 1360 года, Тохтамыш был изгнан
оттуда ханом Урусом и убежал в Бухарию к чагатайским монголам. Там он
сумел войти в милость к главному эмиру, или князю, Тамерлану. Тамерлан
очень походил на Чингисхана и так же, как он, хотел завоевать весь свет.
Читатели мои, верно, хорошо помнят этого злодея, который бросал людей в
котлы. Вот второй Чингисхан - Тамерлан, жалея об участи Тохтамыша,
изгнанного из отечества, дал ему войско, чтобы отнять наследственный
престол свой у Мамая, который в это время возвращался с остатками своих
полков с поля Куликова. Мамая разбили совершенно. Тохтамыш сделался
царем в Орде и потребовал от великого князя, чтобы все князья наши, как
подданные татар, немедленно явились к нему. Русские удивились, но не
встревожились; более того - они выказали так много ненависти к татарам,
что ханский посол не посмел ехать далее Нижнего Новгорода и возвратился в
Сарай. Димитрий, надеясь на слабость Орды, не думал ни о новом хане, ни
о том, чтобы приготовиться к защите.
Тохтамыш молчал около года, и вдруг в Москве услышали
страшную весть - он идет на Россию, а бесчестный Олег, несмотря на
благодеяние великого князя, простившего прежнюю измену его, опять принес
отечество в жертву варварам и дружески встретил их на границах своего
Рязанского княжества. Эта весть была ужасна для всех русских, совсем не
приготовившихся к ней; но, если бы все князья одинаково любили свое
отечество и соединили свои войска, можно было бы ручаться, что еще одно
сражение, как Донское, - и Россия навсегда освободится от притеснителей.
Но вместо этого спасительного согласия все князья оставили Димитрия.
Даже тесть его, князь нижегородский, не захотел помочь ему, напротив
того - он послал к хану двух сыновей своих с дарами. Великий князь
потерял твердость духа и, не имея надежды победить Тохтамыша с одним
только верным помощником своим, братом Владимиром Андреевичем, решил,
что лучше защищаться в крепости, нежели выйти навстречу неприятелю, и
удалился в Кострому со всем своим семейством. Тогдашний митрополит
Киприан, грек родом, выехал в Тверь, а народ московский, оставленный
государем и митрополитом, шумел и спорил с боярами, он то приходил в
отчаяние, то храбро защищался и наконец 16 августа 1382 года сдал
столицу Тохтамышу. Жестокий хан принудил его к тому хитростью: он обещал
жителям не разорять Москвы и тотчас уйти из нее, если они сдадутся
добровольно. Москвитяне поверили и дорого заплатили за легковерие:
татары злодействовали в Москве с обычным зверством своим, убивали всех,
кого встречали, грабили все, что находили в церквах, дворцах, домах и
погребах, и, наконец, уходя, подожгли весь город.
Такая же участь уготовлена была и другим городам
Великого княжества - Владимиру, Звенигороду, Юрьеву, Можайску, Дмитрову.
Не спаслась и Рязанская область, несмотря на измену князя ее: татары и
там поступали, как на земле неприятельской, и доказали Олегу, как
ненадежна милость, купленная бесчестием.
С горестью возвратился в Москву великий князь и
увидел все несчастья столицы своей. Только на улицах нашли 24 тысячи
мертвых тел, не считая сгоревших и утонувших. Димитрий собрал все силы
огорченной души своей и принялся вместе с братом Владимиром Андреевичем
возобновлять красоту Москвы, о которой с восхищением говорили историки
того времени. На следующий год для спокойствия подданных своих он с
честью принял ханского посла, отпустил с ним в Орду старшего сына своего
Василия и заплатил большую дань Тохтамышу, который хотя и страшен был
во гневе, но миловал показывающих раскаяние и покорность, и потому
великий князь не боялся за жизнь сына: хан принял его очень ласково.
Но Димитрию Иоанновичу, видно, не определено было
жить спокойно: едва начал он забывать ужасное нашествие Тохтамыша, как
уже новые огорчения, новые беспокойства готовились для доброй души его.
Эти огорчения, эти беспокойства причиняли ему своевольные подданные его -
новгородцы. Они не только отдали без согласия его два города свои -
Ладогу и Русу и берег наровский одному из князей литовских, Патрикию
Наримантовичу, но в последние годы, когда великий князь был занят
подготовкой к Донскому сражению, а потом несчастьями Москвы, новгородцы
вздумали заниматься разбоями и называли это ужасное ремесло удальством
или молодечеством. Они собирались большими толпами, выбирали себе
начальника - атамана и отправлялись грабить деревни и города по рекам
Волге, Каме, Вятке. В 1371 году они завладели таким образом Ярославлем, в
1375-м - Костромой и целую неделю злодействовали в ней: брали в неволю
людей, грабили дома, лавки, бросали в реку то, чего не могли взять с
собой. Оттуда они отправились вниз по Волге и, не боясь никого, разорили
все прибрежные селения до нынешней Астрахани. Правда, эти разбойники
были все убиты там татарским князем Сальчеем, но у новгородцев была не
одна такая шайка. С каждым годом число их увеличивалось, и наконец
дерзость новгородцев дошла до того, что правительство их начало
захватывать даже доходы великокняжеские, а духовенство не захотело
повиноваться митрополиту московскому.
Великий князь пытался и кротостью, и угрозами
напомнить им обязанность их перед государем, но, когда увидел, что все
это напрасно и что новгородцы хотят быть независимыми от Великого
княжества, решил усмирить их оружием. Он собрал войско с 26 областей
своих; кроме того, к нему присоединились даже некоторые из подданных
Новгорода - жители Вологды, Бежецка, Торжка, недовольные беспорядками
своевольного правительства. С этими силами великий князь расположился
лагерем в 30 верстах от Новгорода. Тут встретил его архиепископ
новгородский, умоляя простить вину Новгорода, который готов заплатить 8
тысяч рублей за дерзости своих разбойников. Добрый Димитрий, милостивый и
для непокорных подданных, согласился на мир с условием, чтобы Новгород
всегда повиновался ему как государю своему, платил каждый год черный бор, или дань, собираемую с черного народа, и внес бы 8 тысяч рублей за разбойников. Кроме того, они должны были взять у литовского князя Русу и Ладогу.
Так и гордость новгородская смирилась перед героем
Донским! Мне остается рассказать вам еще об одном знаменитом деле его, -
оно намного облегчило судьбу отечества нашего и потому заслуживает
особенного внимания. |