Верно, никто из вас, милые дети, не поверит теперь
глупым сказкам о колдунах и волшебниках, если бы и вздумалось
кому-нибудь попугать вас ими? Но не так рассудительны были в этом случае
предки наши! Всякий хитрый человек, который знал более и умел
пользоваться незнанием других, мог обмануть и напугать их. Однако мы не
должны порицать их за это. Тогда не прошло и ста лет, как предки наши
начали креститься из прежней, языческой, веры в христианскую, а прежняя
вера была наполнена такими вздорными сказками, что, привыкнув с
малолетства верить им, они верили и колдунам. Дурные люди пользовались
этим легковерием и, называя себя кудесниками или колдунами, бессовестно
обманывали бедный народ, который, чтобы избавиться от колдовства,
отдавал им с радостью все, что имел лучшего.
Но самыми злыми из таких обманщиков были два злодея,
называвшие себя кудесниками и появившиеся около 1070 года в городе
Ростове во время случившегося там голода. Они уверяли, будто бы голод
происходит оттого, что женщины скрывают в телах своих хлеб, рыбу и мед.
Нашлось множество людей, которые поверили таким глупостям и, почитая
многих несчастных женщин колдуньями, мучили и убивали их.
К счастью, в то самое время приехал туда храбрый и
умный воевода Ян, сын славного Вышаты, полководца Ярославова. Он услышал
о злых кудесниках и велел привести их к себе, но они испугались и
убежали в Белозерск. Он поехал за ними. Белозерские жители, видно, были
умнее ростовских: они не побоялись схватить колдунов и доставили их к
Яну.
Ян долго разговаривал с ними, старался объяснить,
какой страшный грех они делали, губя беззащитных женщин, но, видя
упрямство, с которым они спорили с ним, и злость, с которой они защищали
прежних богов своих, Ян для общего спокойствия приказал их повесить. На
другой день медведь влез на дерево, где они были повешены, и съел тела
их.
Еще один кудесник появился в Новгороде в то время,
когда там был князем молодой благочестивый Глеб, сын Святослава
Ярославича. Этот новый кудесник отговаривал людей креститься в веру
христианскую и успел так прельстить чудесами своими новгородцев, что они
собрались на главной городской площади и хотели убить епископа -
начальника всего духовенства в Новгороде. Епископ не испугался, он взял в
руки крест и вышел к народу, спрашивая: «Кто за него, и кто со мною?»
Князь Глеб, видя, что никто из народа не идет прикладываться к кресту,
подошел очень близко к колдуну и спросил у него: «Знаешь ли ты, что
будет завтра?» - «Все знаю», - отвечал кудесник. «Стало быть, ты знаешь и
то, что случится с тобою сегодня?» - спросил опять князь. «Я сделаю
много чудес!» - вскричал мнимый волшебник. В эту самую минуту Глеб
рассек ему голову топором. Решительность смелого князя спасла от многих
несчастий народ, который, увидев собственными глазами бессилие мнимого
колдуна и славу князя, верившего истинному Богу, понял обманщика и
спокойно разошелся по домам. Этот примечательный случай рассказан
Языковым:
На месте священном, где с дедовских дней,
Счастливый дарами природы,
Народ Ярославов, на воле своей,
Себе избирает и ставит князей,
Полкам назначает походы
И жалует миром соседей-врагов,
Толпятся: кудесник явился из Чуди…
К нему-то с далеких и ближних концов
Стеклись любопытные люди.
И старец кудесник, с соблазном в устах,
В толпу из толпы переходит;
Народу о черных крылатых духах,
О многих и страшных своих чудесах
Твердит и руками разводит;
Святителей, церковь и святость мощей,
Христа и Пречистую Деву поносит;
Он сделает чудо - и добрых людей
На чудо пожаловать просит.
Он сладко, хитро празднословит и лжет,
Смущает умы и морочит:
Уж он-то потешит великий народ,
Уж он-то, кудесник, чрез Волхов пойдет
Водой - и ноги не замочит.
Вот вышел епископ Феодор с крестом
К народу - народ от него отступился;
Лишь князь со своим правоверным полком
К святому кресту приложился.
И вдруг к соблазнителю твердой стопой
Подходит он, грозен и пылок:
«Кудесник! скажи мне, что будет с тобой?»
Замялся кудесник, и - сам он не свой,
И жмется, и чешет затылок.
«Я сделаю чудо» - «Безумный старик,
Солгал ты!» - и княжеской дланью своею
Он поднял топор свой тяжелый - и вмиг
Чело раздвоил чародею.
Были и такие дурные люди, которые пугали народ
разными глупыми предсказаниями. Например, говорили, будто бы земля
перевернется, реки начнут течь назад и все земли перейдут из одного
места в другое: где была Россия - там будет Греция, а где была Греция -
там будет Россия. Иные люди смеялись над такими предсказаниями, другие
верили им и тревожились: в те времена думали, что всякое необыкновенное
происшествие предвещает что-нибудь дурное. Эта несправедливая мысль
утвердилась в народе еще более, когда после смерти Ярослава отечество
наше опять разделилось и страдало от беспрестанных ссор князей своих. То
в одной области люди гибли от войны за какую-нибудь небольшую обиду,
сделанную государю их братом его; то в другой - от набега соседних
народов, которые умели пользоваться слабостью несогласных жителей; то в
третьей - от голода, а этот голод очень часто случался оттого, что все
взрослые люди уходили на войну и некому было обрабатывать поля.
Такие несчастья могли быть предсказаны предкам нашим
не одними хитрыми обманщиками, а каждым человеком, видевшим, что
государством их правили пять государей. Из этих пяти сыновей Ярослава,
которых звали Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь и Вячеслав, старший,
Изяслав, был великим князем, другие же четверо - удельными князьями.
Кроме того - вы помните? - было еще особенное княжество Полоцкое,
принадлежавшее потомкам Рогнеды, или Гориславы. В это время был там
государем молодой и храбрый князь Всеслав.
Все эти шесть государей русских жили очень несогласно
друг с другом. Всеслав ненавидел родственников своих и называл себя
законным наследником великого княжества, потому что дедушка его был
старший сын Святого Владимира. Ярославичи также ссорились друг с другом
за наследственные области: каждому хотелось иметь более других. Великий
князь Изяслав принужден был даже два раза бежать из России и просить
помощи у чужих государей Он возвратился в отечество, только когда из
четырех братьев его остался в живых один Всеволод. Этот добрый брат,
узнав о возвращении Изяслава, встретил его с войском, как государя,
далеко от столицы, привез с торжеством в Киев, уступил ему великое
княжение и сам доволен был только Черниговской областью.
Но несчастный Изяслав ненадолго успокоился: через год
после возвращения своего в отечество он был убит в сражении с
племянниками Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем.
Таблица
Семейство великого князя Изяслава Ярославича
Супруга:
Мечислава, королевна польская
Сыновья:
1. Мстислав
2. Михаил
3. Ярополк
4. Юрий |