Рано или поздно половинчатая ситуация в
стране должна была взорваться, и произошло это в августе 1689 года.
Строго говоря, что именно произошло — история не то чтобы умалчивает, а
скорее говорит слишком много. Сторонники Софьи обвиняли «медведиху» в
том, что она подослала убийц к Софье: пойманы были трое негодяев с
ножами, шатавшихся по Кремлю. Под пыткой эти трое показали, что их
подослала Наталья Кирилловна с заданием — убить Софью и Василия
Голицына. Нарышкины, разумеется, отрицали свою причастность, и даже если
причастность и была — доказать ее очень трудно.
Странная это история — вдруг посреди
Кремля оказываются трое бродяг с ножами за голенищем… Во время
стрелецкого бунта, «хованщины» 1682 года, в Кремль кого только не
носило, но теперь-то ведь никакого мятежа и бунта нет, Кремль —
резиденция правительства, «первого царя» и «правительницы», на воротах
стоят вооруженные стрельцы и кого попало не пропустят. Откуда же трое
бродяг?! Может, постарались агенты Нарышкиных, то ли подкупленные люди,
то ли их тайные сторонники? Очень возможно. Но не менее возможно и
другое — что сами убийцы от начала до конца подложные и сторонники Софьи
«нашли» их посреди Кремля ровно потому, что сами туда провели.
Сам факт, что были такие, шатались по
Кремлю, доказывает мало что. Ну может быть, и готовили эти людишки
человекоубийство. Может, хотели прирезать и Софью — потом можно было
очень дорого сбыть ее голову Нарышкиным… Но очень может быть, никакого
отношения к этим людям Наталья Кирилловна и в самом деле не имела. Не
доказано ведь совершенно ничего, никак не прослежены их связи, а сами
пойманные вскоре исчезают.
Может быть, конечно, что исчезли они
вовсе не для современников, а для нас с вами — просто одна часть
документов известна, а другие пропали, не дошли до нас и нам неизвестны.
В изучении истории такие вещи происходят на каждом шагу, что поделать.
Но если пойманные «гулящие люди» и впрямь исчезли без следа — это очень и
очень подозрительно. В этом случае похоже, что сторонники Софьи
пытались «слепить дело», а когда не получилось, не потянулась
однозначная, для всех очевидная ниточка к Нарышкиным, поспешили спрятать
концы в воду. Необязательно все должно было кончиться для бродяг
плачевно; совершенно не могу исключить вариант, что где-нибудь в
Белгороде или Курске объявился вскоре странный человек с поясом, набитым
золотыми. И если не болтал лишнего, постепенно вышел и в купцы…
Они сами сознались? Тоже
недоказательно, потому что мало ли какие фантастические вещи показывают
люди под пытками! Скажем, несчастные «ведьмы» у немецких инквизиторов
давали такие показания, что только диву даешься: и на шабаш они летали, и
с дьяволом совокуплялись, и недород, ураган, наводнения организовывали.
Одним словом, темная история.
А через несколько дней происходит еще
одна, не менее темная: прибегает в Преображенское некий человек с
криком, что, мол, там в кустах сидят вооруженные люди, хотят извести
царя. По другим сведениям, прибежал не «человек незнаемый», а стрелец из
караула: мол, остальные караульщики баются со злоумышленниками, давайте
подмогу, спасайте царя!
Эта история еще темнее первой, потому
что этих-то злоумышленников вообще никто в глаза не видел. Сидели, мол, в
кустах, ждали царя… Почему именно царя? Кто сказал, что вообще кого-то
ждали? И были ли они вообще, эти загадочные люди, под вечер засевшие в
кустах?
История с засланными от Софьи убийцами
важна потому, что стала спусковым механизмом для важных исторических
событий. Дело в том, что Петр, только что вернувшийся из Немецкой
слободы, Кукуя, и завалившийся спать, смертельно перепугался этих
загадочных убийц. В одной рубашке, с перекошенным лицом, кинулся Петр
бежать, спасаться куда глаза глядят. Издавая дикие вопли, судорожно
дергая лицом и всем телом, еле взобрался он на лошадь, и бедное животное
рвануло под обезумевшим седоком. Петр прискакал в Троице-Сергиеву
лавру, под защиту могучих стен, отдался на волю монахов — вот, святые
отцы, спасайте, меня убивают! Судя по всему, он и правда был невероятно
перепуган. Впрочем, и потом множество раз в ситуации малейшей опасности
будет повторяться эта реакция — истерика, эпилептический припадок,
сдавленные вопли, паническое бегство куда глаза глядят.
Уже утром в Троицу приезжает Меншиков,
привозит «милому другу» портки и какую-никакую одежду: Петр ведь
ускакал буквально в нательной рубашке, едва прикрывшись. Петр
отказывается выйти из-под защиты колоссальных стен монастыря-крепости, и
весь его двор из села Преображенское перемещается именно сюда. По всей
стране звучит призыв ко всему дворянству, ко всем государственным
чиновникам, к армии — собираться сюда, к Троице-Сергиевой лавре!
Собирать дворянское ополчение, двигаться всей силой против изменщиков,
пытавшихся убить «второго царя».
Разумеется, Софья от своего имени и от
имени «первого царя» тоже созывает дворянское ополчение: всем идти в
Москву, в Кремль, — звучит ее грозный приказ!
Что не выдержали нервы у Петра,
очевидно, кто спорит, но очень уж похоже — не у него одного, у обеих
сторон попросту не выдержали нервы. Может быть, дело тут в женитьбе
Петра: по тогдашним русским обычаям женатый парень становился взрослым, и
наследник престола, женившись, уже получал право сесть на престол. Вот и
не выдержали нервы и у Софьи, и у сторонников Петра.
И в конце августа 1689 года страна
оказывается в ситуации пока холодной, без пальбы, но совершенно реальной
войны — гражданской и династической. Два правительства в стране: одно —
в Москве, другое — в Троице-Сергиевой лавре, и каждое требует
лояльности от каждого сколько-нибудь заметного в стране человека.
Требует явиться «конным, людным и оружным», изъявить свою лояльность и
высказаться в пользу именно этого правительства.
Страна выбирает Нарышкиных. Со всей
огромной страны медленно, но неуклонно течет ручеек в Троице-Сергиевую
лавру. Из Москвы, из лагеря Софьи, течет точно такой же ручеек, вплоть
до последних, казалось бы, на сто рядов проверенных людей. Разумеется,
множество людей выбирает лавру не потому, что в чем-то убеждены, что-то
считают или на кого-то полагаются. 90 % дворян, не говоря о рядовых
солдатах и стрельцах, руководствуются не соображениями о судьбах России,
а собственными эгоистическими стремлениями, страхами и расчетами. А
очень часто — и прямыми приказами благодетелей, начальников или
сюзеренов.
Но и выбор, несомненно, есть, уже хотя
бы выбор тех, кто полномочен приказать этим 90 % или убедить их в
чем-то. Расчет на милости, если Нарышкины победят? Но ведь и
Милославские не поскупятся для тех, кто посадит Софью на трон. Прямой
подкуп? Но никаких невероятных богатств, никаких возможностей раздавать
придворные чины нет у Нарышкиных или, вернее — их не больше, чем у
политических конкурентов; они не богаче Милославских и их сторонников,
да и сам претендент на престол с их стороны все-таки более
«неказистый» — «второй царь», а вовсе не первый и не правитель…
Почему же страна все-таки выбирает Нарышкиных?
Одна причина проста — это пол Софьи.
Представим себе, что на ее месте была бы не дочь царя Алексея
Михайловича, а сын. Скажем… ну, тот же Василий. Пусть даже не наделенный
всеми талантами и достоинствами Василия Голицына, но и не дурачок, не
ничтожество, не трус… Скажем, нечто среднестатистическое, эдакий человек
средних талантов и способностей (как основатель династии Михаил,
например). Или человек с теми же способностями, что сама Софья, но
только мужчина?
Странно, что эта мысль до сих пор не
приходила в голову нашим историкам, она ведь вообще-то ведь элементарна.
Но все, кого я спрашивал, как по их мнению: а что, если бы на стороне
Милославских сидел бы на престоле не Софья Алексеевна, а сын… назовем
его хотя бы Василий Алексеевич, и пусть он будет тех же лет (в 1689 году
Софье был 31 год)? Иван Алексеевич, болезненный и неумный, «головой
скорбный» — это, конечно, не знамя. Ну, а если бы знамя все-таки у
Милославских имелось бы? И все, с кем я обсуждал такую возможность,
единодушны — в этом случае у Петра не было бы ни одного шанса. Ни
единого!
Вот и получается, что страна готова
была признать женщину правительницей, по мере привыкания к ситуации, и
правящей царицей. Но именно что не выбрать, а признать, раз уж сложилась
такая ситуация; смириться с положением вещей, раз уж нет лучшего
претендента; согласиться с тем, что женщина сидит на престоле по старому
доброму принципу: «на безрыбье и рак рыба». А вот выбрать женщину в
цари, взять на себя ответственность за то, что она будет сидеть на
престоле, отдать ей власть — к этому Россия готова еще совершенно не
была.
Но это — только одна и, очень может
быть, далеко не основная причина. Допускаю, что это прозвучит
невероятно, даже дико, но похоже, власть досталась Петру именно потому,
что и он лично, и Нарышкины олицетворяли собой самый кондовый застой.
Все знают, что Софья и Голицын — это
реформы, это движение. А Петр — это стоящая за ним «медведиха» с ее
кланом людей не идейных, умственно некрупных, совсем не рвущихся что-то
делать. В самом Петре ничто абсолютно не позволяло разглядеть
преобразователя.
Да, к этому времени у Петра уже было
две или три тысячи «потешных войск». Но ведь «полки иноземного строя»,
офицеры-иностранцы, команды на голландском и немецком, вполне
«иностранный» вид армейских соединений к тому времени вовсе не были в
России чем-то необычным, чем-то вызывающим удивление и интерес. В
Преображенском и Семеновском полках вовсе не было чего-то, выгодно
оттенявшего их, заставляющего выделить из всех остальных «полков
иноземного строя», а ведь вся русская армия с 1680 года состояла из
регулярных полков с европейской выучкой.
Какие-то европейские вещи, которые любил Петр? Учение у европейцев?
Во-первых, ну кто в России знал, чему и у кого учится Петр? И кого это интересовало?
Во-вторых, не было у Петра никакого
такого «европейского учения». То есть и глобус ему показывали, и
всяческие приборы, и карты. Но показывали не больше, чем должны были
показать любому русскому принцу, да к тому же не из числа «основных
наследников». Федора, «первого наследника престола», учили несравненно
серьезнее и куда более по-европейски.
Трубка во рту? Пьянки в Кукуй-слободе?
Дружба с Францем Лефортом? Но это ведь уж никак не говорит о программе
преобразований, а свидетельствует разве что о готовности перенимать
худшие стороны жизни европейцев. В самом же приятном случае говорит все
это о мятущейся юности, стремящейся все на свете попробовать, во всякой
гадости хоть немного да поучаствовать, хотя бы из любопытства. В худшем
случае буйства Петра свидетельствуют о его развращенной и грубой натуре.
Но уж никак все эти поступки не свидетельствуют о желании что-то в
стране менять по существу.
К тому же 17-летний Петр никогда не
высказывал своей приверженности к преобразованиям, не говорил о желании
разрушить старину. Позже ему будут приписывать ненависть к боярству, к
«византийщине», к старомосковской старине… Но все это чистой воды
выдумки, потому что сам Петр никогда ничего подобного не говорил; по
существу дела, он вообще ни о чем серьезном никогда не говорил, ничем
определенным не интересовался, никаких проектов не строил. Василий
Голицын мог кого-то пугать (или привлекать) своими масштабными
программами, но вот у Петра-то их как раз нет и в помине.
В определенной степени для захвата
власти это даже и хорошо… С одной стороны — не привлекает Петр активных
людей, преобразователей, дельцов, а с другой — как раз не отпугнет людей
пассивных, не склонных куда-то мчаться (а их-то всегда большинство). И
судя по выбору, который делает Россия, большинству ее правящего слоя как
раз важнее «не отпугивать» перспективой реформ.
Приходится сделать вывод, что
сторонников европеизации в России 1689 года немного, и «спокойный»
вариант изменений, без «вскидывания на дыбы», возможен в основном тогда,
когда у государственного кормила стоят люди, пришедшие к власти
законным путем, но и без прямых выборов, например те же законные
наследники престола. И считаться с ними приходится, и в то же время как
бы стоят они у власти помимо воли каждого отдельного человека… Если
потребуют они, эти законные монархи, участия в реформах, изменения
образа жизни — что ж, придется подчиниться! Но не выбирать же самому, по
доброй воле то, что делать в любом случае будешь из-под палки, морщась и
проклиная все на свете…
Как только Россия смогла выбрать — она выбрала лагерь, меньше связанный с преобразованиями страны.
В лавре, когда в нее уже начали
съезжаться бояре и дворяне, мать и патриарх специально уговаривали Петра
вести себя так, как от него ждут: ходить тихими шагами, говорить
скромно и кротко, побольше проводить времени в церкви, обо всем
спрашивать мнения старших…
А в-третьих… Кто сказал, что, приезжая
в Троице-Сергиеву лавру, россияне выбирали Петра?! Петра и видно не
было, и слышно. Ну, бегал такой по Преображенскому и Семеновскому, играл
в войнушку, безобразничал в Кукуе… ну и что? Кто знал Петра? Кто с ним
говорил, кто считал его серьезным фактором политики?
А никто. Знали не его, а мать, Наталью
Кирилловну, «медведиху». Знали ее брата, Льва Кирилловича, их дальнего
родственника Никиту Стрешнева. Знали патриарха, знали Федора Юрьевича
Ромодановского, который хорошо относился к Петру. Вот эти люди были в
политике важны, и именно они шли к власти. Они и вели переговоры,
обещали места, расставляли альянсы, уговаривали и запугивали.
Эта коалиция, клан Нарышкиных, и получила власть в конечном счете.
До самой своей смерти 25 января 1694
года Наталья Кирилловна Нарышкина не то что не передала Петру всей
полноты власти… Она и близко не подпускала его к принятию сколько-нибудь
важных решений. Более того, есть серьезные основания полагать, что
именно она развивала в Петре самые дурные наклонности — к пьянству, к
разврату, к безумствам разного рода, лишь бы он занимался потешными,
войной, любовницами, приятелями, собутыльниками, флотом, женой… чем
угодно. Впрочем, с женой она его тоже умело и целенаправленно ссорила, и
тоже с понятной целью — чтобы сын не имел тыла в собственной семье, не
мог бы начать с ней серьезную войну… Впрочем, куда уж ему!
Так что к власти шел никак не лично
Петр, а позиция Натальи Кирилловны была хорошо известна в России —
никаких перемен! Позиция странноватая для воспитанницы видного
«западника» Матвеева, для дочери капитана в «полку иноземного строя», но
что тут поделать?! Да, вот такая позиция. При ней… скажем так, в первые
годы правления Петра, до смерти матери, никакие перемены в управлении
страной и не происходили. Уж конечно, не была никак реализована затея
Василия Голицына, и даже немногое, что успели сделать Федор и Софья,
уничтожилось.
Запрет носить старомосковскую одежду в
официальных ситуациях забылся напрочь. Местничество подняло голову —
хорошо хоть, разрядные книги уже сожгли, не было старого позорища в
прежних масштабах. Обычай надевать на «трусов» женские охабни
восстановился. Театр уничтожен, позже его по новой, на голом месте,
воссоздаст царевна Наталья, любимая сестра Петра, через несколько лет
после смерти матери.
Федор и Софья с Голицыным придавали
огромное значение справедливости правосудия, прекращению мздоимства и
взяточничества чиновников. Они старались платить должностным лицам
побольше, чтобы они были нечувствительны к предложениям хотя бы мелких
взяток и обрели бы чувство собственного достоинства.
Теперь же установилось, по словам
князя Бориса Куракина, «правление весьма непорядочное», «мздоимство
великое и кража государственная», «судейские неправды» и прочие
безобразия.
Все зависело от клана Нарышкиных, где
заправляли несколько человек. Первой, разумеется, была Наталья
Кирилловна, по словам все того же Куракина, «править была некапабель (от
французского „ne capable" — неспособна), ума малого». Самый умный из ее
«конфидентов», князь Борис Голицын, был человек неглупый и хорошо
образованный, но «пил непрестанно» и, руководя Казанским дворцом,
совершенно разорил Поволжье.
Лев Кириллович Нарышкин, родной брат
царицы, человеком оказался беззлобным, не подлым и даже не сводил счеты с
Милославскими за прежние унижения. Человек «взбалмошный, недалекий и
пьяный», он делал много добра самым случайным людям, «без ризону, по
бизарии своего гумору». Никакими государственными делами он себя не
прославил, никому не был особенно нужен, и кличку ему дали «Кот
Кириллович».
Свойственник обоих царей по бабушке,
Тихон Стрешнев оценивается Куракиным как «человек недалекий», но лукавый
и злой и «великий нежелатель добра кому угодно».
Клан Лопухиных так и не выдвинул ярких
лидеров или представителей, так и остался в истории слепым пятном с
надписью: «Лопухины». Было их человек до тридцати, «людей злых, скупых
ябедников, умов самых низких».
Эти «господа самого низкого и убогого
шляхетства», самая жалкая клика… или чтоб было приличнее — эта компашка и
пришла к власти, оттеснив Боярскую думу от принятия любых решений, и
первые аристократы Московии «остались без всякого провоира и в консилии
или в палате токмо были спектакулями».
Служилое и приказное общество было
вполне под стать пришедшей к власти клике. Эту публику и «чистить» не
пришлось, достаточно было снять внешнее давление, страх опалы,
разжалования, наказания. Видимо, отвращение московитов к «приказным
крючкам» все же имело под собой некоторое основание.
Судить об этом обществе можно хотя бы
по запискам окольничьего Желябужского, наблюдателя и даже участника
многих дел в те годы. В этих записках длинной вереницей проходят самые
разные лица — от бояр и окольничьих до обычных приказных дьяков, судимых
за самые разнообразные… скорее, пожалуй, за довольно однообразные
преступления: женоубийство, оскорбление девичьей чести, подделку
документов, «неистовые слова» про государя, «непристойную брань» во
дворце, за кражу золотых монет с помощью Тихона Стрешнева.
Самое яркое преступление совершил,
пожалуй, князь Лобанов-Ростовский, который на Троицкой дороге разбоем
отбил царскую казну. Зачем ему, владельцу нескольких сотен крестьянских
дворов, было это нужно, история умалчивает. За разбойное нападение князя
били кнутом, и тем не менее через шесть лет, в Кожуховском походе, он
уже упомянут как капитан Преображенского полка.
По справедливому замечанию
В. О. Ключевского, «в этом придворном обществе напрасно искать деления
на партию старую и новую, консервативную и прогрессивную: боролись дикие
инстинкты и нравы, а не идеи и направления».
Возникает естественный вопрос: почему
же все, что делали Федор, потом Софья и Голицын, так обрушилось?! Тем
более так легко и так мгновенно обрушилось?!
Что поделать! Московия оставалась
очень молодым примитивным государством, где все очень непрочно,
неустойчиво уже из-за отсутствия устоявшихся традиций государственной
жизни. Где все легко разрушить, потому что вся-то государственность
держится на преданности буквально нескольким людям и на трудовых усилиях
буквально нескольких человек.
Я уже постарался показать, как
невероятно узок круг всех, кто может в Московии вообще принимать хоть
какие-то решения. Несколько десятков, от силы сотен человек определяют
жизнь десятков тысяч. Все лично знают всех, все отношения патриархальны и
просты. Под этой пирамидой и вне ее миллионы людей живут практически
вне государства. То есть они помогают ему, участвуют в его делах, но
нерегулярно, и для них, может быть, важнее жизнь их семьи и общины, чем
Московского государства.
Если устраняются «верхние» несколько
человек, возглавлявших властную пирамиду, вполне могут пойти насмарку их
усилия что-то перестроить, изменить или улучшить. Потому что остальные
служилые десятки тысяч честно исполнят приказ, но сами они вовсе не
несут в себе тех идей, которые вынашивают верхушечные несколько сотен.
Царь и его приближенные заставляют не
брать взяток, не тянуть с делами и вообще вести себя прилично? Приказные
и будут вяло, но старательно выполнять монаршую волю, тем более что и
вынужденно честным приказным быть все же лучше, чем вылететь со службы, а
то и угодить под следствие.
Нет усилий царя и приближенных? И их
самих тоже нет? Тут же сто дьяков и тысяча подьячих начинают воровать
вдвойне и втройне, вознаграждая самих себя за «воздержание» времен Софьи
и Голицына. А это, в свою очередь, отражается на жизни уже десятков
тысяч людей — почитай, всего служилого сословия.
Знала ли Россия обо всем этом, когда
ехала не в Москву, к Софье, а в Троице-Сергиеву лавру, к Нарышкиным? Ну
конечно же, знала, а если и не могла выразить словами, то чувствовала,
понимала не словесно, а на уровне эмоций. Да и как можно было всего
этого не знать?!
Ну, вот он и сделанный выбор…
А КАК ЖЕ ЗАГОВОР?!
Ах да! А как же загадочные «мужики в
кустах», от которых ускакал перепуганный Петр? А их так и не нашли, этих
мужиков, и совершенно непонятно, были они вообще или нет. Те трое
бродяг, пойманные посреди Кремля — те точно были, их видели многие люди.
А вот затаившихся убийц юного Петра, посланных врагами, чтобы лишить
Россию ее трепетной надежды, — этих уже не видел абсолютно никто, кроме
принесшего весть: мол, затаились и ждут… И возникает уже совершенно
нешуточный вопрос: а были ли они вообще, эти не видимые никому посланцы
Софьи? Тут возможно несколько предположений.
1. Покушение было, но по каким-то причинам не удалось, и преступники, обнаруженные караулом, убежали.
Я далек от мысли, что Софья была столь
благородна, столь уж и не допускала мысли о подосланных к братцу
убийцах. Но почему тогда они не воспользовались его отлучкой в Кукуй?
Ведь Петр как раз вернулся из Кукуя очень незадолго до того, как к нему
вбежали, рассказали о поджидающих убийцах. Ездил он чаще всего один или с
очень небольшим числом людей, и если устраивать покушение — трудно
найти лучшее время и случай. А знали о поездках в Кукуй многие, и
вычислить маршрут не было никакой сложности.
Можно, конечно, пуститься в
художественную литературу, рассказать историю позанятнее — как
прогрессивные стрельцы получили реакционное задание убить Петра, но были
не в силах лишить Россию ее опоры и надежды и специально показали себя
караулу — чтобы и задание провалить как бы нечаянно, и всеми любимого
прогрессивного монарха уберечь.
Но если не ударяться в такого рода «психологические» бредни — в общем, маловероятный вариант.
2. Караул столкнулся с какими-то
бродягами или разбойниками, но эти бродяги или разбойники не имели
никакого отношения к Софье и никакого задания убить Петра отродясь не
получали.
Такой вариант уже как-то более вероятен; по крайней мере, его можно рассматривать всерьез, и очень может быть, так оно и было.
3. Наталья Кирилловна сама
организовала крики об убийцах, о столкновении патруля с вооруженными и
затаившимися. Зачем? Тут имеют право на жизнь как минимум две версии.
Одна — чтобы попугать сына, заставить
больше думать о своей безопасности, ездить в Кукуй с вооруженной
компаний, а не вдвоем с Меншиковым или даже вообще одному. Если так —
последствия ее воспитательного хода оказались много сильнее ожидаемых.
Вторая версия — что «медведиха» как
раз очень хорошо просчитала все возможные последствия своего хода и
получила как раз то, чего хотела. Действительно, ведь ситуация созрела!
Петр женат, передать ему власть уже можно, и пора расчищать дорогу к
трону. Как расчищать? Лучше всего — провокацией! Потому что попросту
напасть на войска Софьи — это очень уж сомнительный поступок. Он и
нравственно ущербный, а ведь правителю нужна хотя бы тень права, чтобы
он мог спокойно наслаждаться властью. Он и политически ущербный,
сомнительный и очень легко может обернуться как раз тем, что дворянское
ополчение примет сторону обиженной Софьи и нанесет удар как раз по Петру
и Наталье Кирилловне.
Организовать дело так, чтобы кончить
все одним мгновенным ударом? А если не получится одним? А как быть
потом, когда Петр воссядет на еще теплый после Софьи трон? Нет-нет,
правителю нужно основание стать правителем, нужна хотя бы тень права,
почиющая на его державе…
В общем, самое лучшее — это не
планировать военную операцию, да и не женское это занятие, а планировать
как раз хитрую интригу, чтобы это Софья напала бы первая или, на худой
конец, «напала» бы… В этой игре нервов, в постоянном ожидании каждым
участником событий какой-нибудь гадости очень легко могли поверить
буквально в любую, самую примитивную подначку, а не то что в убийц,
притаившихся за околицей. Убийц-то как раз ждали чуть не каждый день…
И уж конечно, не было ничего проще
напугать до полусмерти не вполне вменяемого, невротизированного до
предела Петра, — как раз в нужный момент и как раз в нужную меру.
Итак, в 1682 году Петр формально стал
«вторым царем», но над ним стояла «правительница Софья». С 1689 года
никакой Софьи над ним не было. С 1694-го не было над ним и матери, а
«первый царь» Иван V Алексеевич отродясь брату не мешал, ни в 1682-м, ни
в 1689 годах.
И вообще вскоре помер. Петр оказался
единственным царем Московии. Не потому, что он готовился к династической
войне и сумел ее выиграть, а потому, что был знаменем победившего
клана; сыном матриарха этого клана и, очень может быть — отравительницы
его брата. Не потому, что готовился к царствованию, и, уж конечно, не
потому, что намеревался провести какие-то реформы.
Называя вещи своими именами, Петр I
стал царем случайно, после ранних смертей нескольких своих родственников
и как следствие этих смертей.
Случилось то, что случилось, и именно
младший сын Алексея Михайловича Романова сделался русским царем, и в
этом смысле — судьбой Московии и всей России.
Зададимся вопросом: кто же оказался этим царем?
Человек с какой подготовкой и с какими
личными качествами? Ведь теперь от личных качеств его, неограниченного
монарха, зависело невероятно многое. Но об этом — наша следующая книга…
Заключение,
или Какая она была?
До сих пор множество людей всерьез
полагают, что история не знает сослагательного наклонения. Было —
значит, только так и могло быть. А если даже и могло быть не так, какая
разница?! Ведь состоялось то, что состоялось, и ничего больше. Какой
смысл в обсуждении «могло бы быть»?!
Но смысл есть, и в том числе смысл
воспитательный. Представление об истории, как о чем-то совершившемся
однажды и единственно возможным способом, расхолаживает нас, ныне
живущих. Ведь если сбывается только то, что заранее может сбыться, мы-то
все тут при чем?! Зачем нужны истории наши силы, инициативы, мнения,
подвиги… Что ни твори, что ни выдумывай, а состоится все одно,
написанное стране на роду.
Это психология людей пассивных и в
свои силы нисколько не верящих. Вариант «единственно возможной» истории
таких людей только и формирует.
Многовариантная история отводит
каждому из нас совсем другую роль… Если сбылся один из возможных
вариантов, то получается: планы людей, их усилия не бессмысленны и не
безнадежны. Мы можем оказывать воздействие на события, можем формировать
такой ход истории, который нам кажется приятнее или разумнее. Не
состоялось? Но, может быть, еще состоится. А главное — история уже не
поток, в котором мы бессильно плывем, не в состоянии самим решать —
куда. История — это постоянно возникающие точки разветвления событий,
перекрестки, на которых происходит выбор.
Можно и не выбирать, но при такой
постановке вопроса даже отказ от выбора — уже выбор своего рода…
Многовариантная история — это история активных людей, которые не хотят
быть рабами случая и бессильными щепками в потоке.
Да, «перекресток» конца XVII века давно минул, но ведь и сегодня возникают такие же «перекрестки»… Стой. Подумай. Оглянись.
А кроме того, будущее страны впрямую зависит от того, что мы возьмем в него из прошлого.
Слишком часто историю России
представляют в виде крутых ломок, рывков, разрушения всего старого.
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» Миф о перевороте Петра —
один из мифов такого рода. Миф о благодетельном рывке, без которого
никак нельзя было обойтись.
Но чтобы разрушать — нечто должно быть
построено. Чтобы разбрасывать и расточать — сперва надо создать и
накопить материальные ценности. Государство строится, богатства
накапливаются не в момент рывка, сверхусилия, расточения, «веселого»
полета в пропасть. Строят и создают в спокойные периоды русской (и любой
другой) истории. В основе абсолютно всего, в том числе и переворота,
гибели, слома, лежит мирное созидание.
Переворот Петра был катастрофой…
Неслучайно же Петр любил эпоху Ивана IV Грозного: чувствовал что-то
похожее. Также неслучайно Сталин любил и Ивана IV, и Петра I.
Эпоха, которая началась в 1613-м и
окончилась в 1689 году, была для России веком мирного созидания. Таким
временем была эпоха Александра III — с 1879 по 1913 год. Век созидания,
становления, строительства, расцвета. Время, когда создаются большие
материальные и духовные ценности, а люди делаются свободнее и богаче.
Созидание нуждается в совершенно
других типах руководителей, чем перевороты и войны. С Петром и Сталиным
никому не было хорошо. И обоих, судя по всему, убили свои же подельщики.
Это часто случается с уголовными «авторитетами». С Алексеем
Михайловичем и его дальним потомком, Александром III Александровичем,
всем было хорошо. И сами они любили, чтобы окружающим было хорошо:
совершенно не вопреки твердости характера и силе.
Алексей Михайлович так же не похож на
Петра I, как Александр III не похож на Сталина — и по той же самой
причине. Алексей Михайлович похож скорее на Николая I или на
Александра III. А из советских вождей — пожалуй, на Брежнева.
Жизнелюбивый и добрый. Как умный добродушный великан Александр III
Александрович.
Мы до сих пор толком не знаем русского
XVII века, допетровской Руси. Не знаем потому, что для нас он
неактуален: нет рек кровищи, разрушения, гибели, перелома. Недавний,
самый близкий к нам век созидания мы окрестили «застоем». Скучное такое
время, когда никого не убивают. Когда с каждым годом жить становится все
богаче, безопаснее и добрее. Тоска… Ни пожаров, ни трупов на улицах.
Нам же почему-то, вопреки и логике вещей, и исторической правде, нужно,
чтобы хорошее рождалось в крови и муках.
Но если нам все же хочется нового века
созидания — русский XVII век изучить было бы очень нехудо. И увидеть
его не таким, каким его выдумала пропаганда, а каким он был на самом
деле.
С каменными домами в Москве,
капиталистическими предприятиями по всей Волге, с генералом Григорием
Ромодановским и флотом Григория Ивановича Касогова, с совершенно
европейской по составу и вооружению армией образца 1680 года. С победами
Матвея Осиповича Кравкова над турками и интеллектуальными речами царя
Федора Алексеевича. С книгами Авраамия Палицына и Симеона Полоцкого, с
гравюрами и парсунами Симона Ушакова и Иосифа Владимирова, с полемикой
Никона и Аввакума. С дворцом в Коломенском, с кадашевским полотном и
оружейными заводами в Туле, с «нарышкинским барокко», Хохломой и Гжелью.
Мы пришли не из страны, где
дураки-бояре пукают под шубы и таскают друг друга за бороды. А из
страны, где Ордин-Нащокин и Василий Голицын проводят широкие реформы. Не
из страны, где без голландского флота всем пропадать, а где выходит в
Каспий из рукавов Волги, рассекает пронзительную синеву теплого моря
русский галеон — громадный каспийский бус. Без единого голландца на
борту.
Где в огородах поворачиваются к солнышку иноземные цветы-подсолнухи, а в полях наливается соком кукуруза — упомянем и это.
Стыдно не знать великих предков. Еще
стыднее клеветать на них, выдумывая отсталость и нищету там, где их не
было. Глупо отказываться от своей славы во имя нелепых выдумок. Увидеть
допетровскую Русь не забитой и нищей требует простая справедливость. И
уважение к самим себе.
Пора восстановить справедливость хотя
бы в одном: включить во все учебники, во все программы историю русского
XVII века, «Новомосковского царства». Включить такой, какой она была: с
рейтарскими полками, Земскими соборами, портретной живописью, высадкой
солдат Касогова на Южном берегу Крыма и тремя тысячами каменных домов на
Москве. Россию Софьи, Алексея Михайловича, Ордин-Нащокина, Матвеева,
Григория Ромодановского…
Но не только в справедливости дело и
не в одной гордости. Отношение к истории формирует вероятное будущее.
Выбирая исторические эпохи, фиксируя на них свое внимание, мы невольно
хотим их повторения.
Если мы считаем, что величие и
прогресс связаны с эпохами переломов и гражданских войн — тогда XVII век
нам и правда не нужен ни за чем. Незачем нам его помнить. Если нас
чаруют эпохи Петра и Сталина — рано или поздно накликаем что-то
подобное.
А вот если нас интересует эпоха первых
Романовых… Если мы понимаем, что величие и прогресс куются в эпохи
мирного созидания… Тогда появляется шанс, что и в будущем нас ждет нечто
подобное. Что-то похожее на почти сказочную допетровскую Русь — век
позабытой русской славы. Век величия, пущенного по ветру полусумасшедшим
Петром. |