Отметим, что Алексей Михайлович,
получается, вообще никуда не мог деваться от «западников»! И дядька у
него — ярко выраженный сторонник сближения с Западной Европой. И те,
кого он поднимал в качестве своих служилых людей, — все до единого. На
пятом десятке женился второй раз — и тоже на воспитаннице «западника»!
Этой странности может быть два объяснения.
1. В это время в Московии было столько
«западников», по крайней мере среди служилых людей, что трудно было
отыскать кого-то другого. Царь не выбирал, просто по «закону больших
чисел» выбор каждый раз падал на очередного «западника».
В этом случае мы вообще не можем
указать: кто они, пресловутые противники реформ? Возникает даже
подозрение, что и противников-то не было, их придумали много позднее.
2. Алексей Михайлович сознательно
выбирал исполнителями своей воли людей незнатных и притом сторонников
перенимать западный опыт.
В этом случае мы уже можем
предположить: консервативное боярство было против реформ, царю
приходилось опираться на выходцев из средней служилой знати.
Или другая модель — прогрессивные
служилые люди хотят европеизации Московии, реакционное боярство —
против. Царь опирается на более прогрессивные слои…
Но в том-то и дело, что царю Алексею
Михайловичу служат и знатнейшие бояре, такие же лютые «западники»! Тот
же Борис Иванович Морозов, а потом тот же Борис Петрович Шереметев.
Далеко не всегда эти знатнейшие люди, представители 16 самых знатных
фамилий, оказываются в руководстве, у кормила процесса.
Но это как раз может иметь совсем
другое объяснение, без всяких рассуждений о прогрессивных и реакционных
слоях и прочей марксистской или околомарксистской фразеологии. Далеко не
все эти 16 семейств были такими уж разумными и одаренными. Неслучайно
же в историю вошли представители лишь некоторых их них. Достаточно
допустить, что Алексей Михайлович жаловал своих подданных все же не
только «по великой породе», но еще и по их личным качествам и
достоинствам, и все тут же становится на свои места!
Это предположение кажется мне очень
вероятным, потому что вообще-то все выдвиженцы Алексея Михайловича
оказались очень дельными людьми! Из этого правила, конечно же, есть
исключение, и это живое исключение зовут Иван Андреевич Хованский. Это
единственная ошибка Алексея Михайловича, совершенная за 31 год
правления.
«Я тебя взыскал и выбрал на службу, а
то всяк тебя называл дураком!» — писал царь Хованскому, в очередной раз
распекая его за какие-то упущения по службе.
Стрельцы же, не обязанные блюсти
придворный церемониал, поступили и вовсе попросту: дали своему
начальнику, неумному хвастуну и задире, кличку «Тараруй». Да! Хованский
как раз «западником» не был, он проявлял повышенный интерес скорее к
«древлему благочестию».
А так, получается, Алексей Михайлович
прожил всю свою короткую жизнь среди людей, ориентированных на сближение
с Европой! Или, точнее сказать, с «остальной Европой». Случайно ли?
Говоря откровенно, возникает сильнейшее подозрение — руками этих людей
царь только лишь делал то, что охотно бы делал и сам. Это ведь типичный
прием — сослаться на волю других людей, которую ты или не в силах, или
не можешь превозмочь, не желая кого-то огорчать. Любой опытный человек
скажет вам, что в 90 % случаев муж, который говорит вам: «Не могу, мол,
этого сделать, жена не хочет», — вовсе не подкаблучник. Как правило, он
просто занимает очень удобную позицию, снимая ответственность с самого
себя и превращаясь как бы в исполнителя чужой воли: «Я-то не против,
чтобы вы у меня пожили… Но вот жена очень беспокоится, а она у меня
нервная…» (Другой вариант у Маршака: «Мне коза сейчас сказала, что у нас
тут ме-эста мало!»)
Так же вот и Алексей Михайлович, даром
что неограниченный монарх: то выполняет просьбу Морозова, то соглашается
с Ртищевым, то «вынужден» защищать Ордин-Нащокина от нападок дьяков
Посольского приказа (прекрасно зная, что это еще вопрос, кто на кого
напал).
Он, может быть, и не хотел расписывать
дворец в Коломенском картинами на светские темы, да Морозов уговорил! Не
собирался он заводить театра и балета и вообще сомневается, правильно
ли для православного смотреть эдакую гадость, да вот молодая жена с ее
воспитателем, Артамоном Сергеевичем, уговорили!
Вот только верить ли в эту очень уж
удобную, уж очень безответственную позу? Я уже привел немало примеров
того, как Алексей Михайлович действовал решительно, жестко и, уж во
всяком случае, самостоятельно. Алексей Михайлович, который хочет
доставить приятное окружающим? Это очень вероятно. Он же в роли
подкаблучника, вообще зависимого человека? Это крайне трудно себе
представить.
И вот тут, честно говоря, я уже
окончательно перестаю понимать, в чем же заслуга Петра по части
европеизации России! Получается, что Петр жил в стране, в которой уже
давно, за 30 и за 50 лет до его рождения, существовали и светские
картины, и авторская литература, и зеркала, и уж тем более люди,
свободно владевшие иностранными языками. А когда он был крошечным
ребенком, появились и театр, и балет, и светские картины пошли, что
называется, потоком.
Можно, конечно, возразить, что ведь и
театр — не мануфактура, производящая полотно для солдатских мундиров, и
картины — не пушки и не корабли… Мол, все это — чисто внешняя,
совершенно ничего не меняющая по смыслу европеизация. Так, бездумное
копирование, если не сказать — обезьянничанье. Но, во-первых, некоторые
из этих нововведений отражают очень сильные изменения в отношении людей к
жизни: уже хотя бы светская авторская живопись; стремление людей иметь
изображения своей «личности», тем самым выделяя самих себя из мира;
стремление других людей подписываться под картиной, ставя себя в
положение творца, демиурга и нарушая средневековую культурную норму.
А во-вторых, в том-то и дело, что этими
внешними приметами дело вовсе не ограничивалось. Уже при деде Петра,
Михаиле Федоровиче правительство Московии начало приглашать иностранцев и
заводить мануфактуры и полки «иноземного строя», а при Алексее
Михайловиче это станет просто бытовой нормой. |