учебная:
- Дать понятие об экстремальной ситуации и
автономном существовании.
- Научить правильно экипироваться при подготовке
в поход.
- Дать обучающимся понятие об ориентировании,
научить их способам определения сторон
горизонта без компаса.
- Закрепить знания о разновидностях съедобных
растений и грибов.
воспитательная:
- Воспитывать в учащихся инициативу, готовность к
принятию самостоятельных решений.
- Расширить словарный запас и работать над
постановкой монологической речи.
ТИП УРОКА: бинарный (совместно с учителями
географии и биологии).
ВРЕМЯ: 45 минут.
К уроку обучающиеся должны прочитать рассказ В.
Астафьева "Васюткино озеро”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – 2 минуты.
Проверка наличия обучающихся в классе,
объявление темы, целей и вопросов урока.
II. Основная часть – 38 минут.
Вопросы урока:
- Понятие об экстремальной ситуации и
вынужденном автономном существовании в природе.
- Экипировка человека, идущего в поход или в лес.
- Ориентирование на местности без компаса.
- Съедобные растения и грибы.
1-й вопрос (преподаватель ОБЖ):
Экстремальная ситуация – это ситуация, несущая
в себе угрозу для жизни и здоровья человека.
Вынужденное автономное существование – это
ситуация, при которой один или несколько человек
оказываются отрезанными от остального мира.
2-й вопрос:
Экипировка: компас; нож; часы; минимум 2
коробка спичек, завернутых в полиэтиленовые
пакеты и уложенные в разные карманы; запас еды;
фляжка с водой; котелок или чайник, йод; бинт;
противоболевое средство. Одежда должна быть
чистой, сухой, многослойной, нижнее белье должно
хорошо поглощать пот.
3-й вопрос (учитель географии):
Способы определения сторон горизонта без
компаса:
- По таянию снега на больших камнях (быстрее снег
тает на южной стороне).
- По муравейнику (в лесу муравейник расположен с
южной стороны дерева, на открытой местности
южная сторона муравейника более пологая; рисунок
на доске).
- По мху на дереве и грибам рядом с деревом (мох и
грибы растут с северной стороны).
- По ветвям на деревьях (крона дерева более густая
с южной стороны. В густом лесу определить это
порой бывает трудно, тогда нужно смотреть на
сосну. Она обычно возвышается над остальными
деревьями, и по ее кроне можно четко определить
направление "север-юг”. (Не подходит данный
способ для сосен, растущих на болоте).
- По годичным кольцам на спиленных пнях (с южной
стороны расстояние между кольцами шире, чем с
северной. (Крайне редко возможен такой способ).
- По солнцу и часам (в 6 утра солнце на востоке, в 12
– на юге, в 18 – на западе).
- По коре на березе (с южной стороны она более
белая, соответственно с северной – более темная,
часто в трещинах. (Очень надежный способ для
определения сторон горизонта в густом лесу).
- По Полярной звезде.
Преподаватель ОБЖ:
Если человек заблудился, то нужно попытаться
выйти на берег реки, к ручью, на какую-то лесную
вырубку или поляну, в крайнем случае – к болоту.
Каким бывает лес. В густом лесу чаще
встречаются хвойные деревья. Лиственные,
напротив, встречаются в одиночных экземплярах.
Лиственный лес встречается в основном по берегам
ручьев, рек, озер, по краям еланей (лесных полян), а
также на вырубках.
4-й вопрос (учитель биологии):
Съедобные растения и грибы: крапива (сначала
заварить в кипятке), березовый луб от молодого
дерева, березовый сок, малина, черника, голубика,
морошка, клюква, плоды шиповника, брусника,
смородина, черемуха, рябина, сыроежка.
Грибы, которые перед употреблением нужно
сварить: подосиновик, подберезовик, белый гриб,
маслята, лисички.
Съедобные грибы, которые нужно готовить особым
способом, поэтому в условиях автономного
существования их лучше не трогать: груздь,
волнушка, опенок, рыжик.
Косвенные признаки съедобных растений:
- Кора растения обглодана животными.
- Птичий помет на ветках.
- Плоды растения поклеваны птицами.
- Множество косточек у основания куста.
- Плоды растения обнаружены в гнездах.
Никогда не трогать руками незнакомые растения
или тем более плоды, так как они могут оказаться
ядовитыми!
По ходу урока – обсуждение рассказа В.
Астафьева "Васюткино озеро”.
Вопросы для обсуждения:
- Зачем Васютка ушел в лес?
- Как Васютка заблудился?
- Какие советы и приметы помогают Васютке?
- Как удается герою преодолеть страх?
- Каким способом Васютка приготовил себе пищу и
как он заночевал?
- Какие знания о природе рек и озер помогли
Васютке выйти к Енисею?
- Что помогло Васютке спастись в лесу?
III. Заключительная часть – 5 минут.
Краткий опрос на закрепление пройденного
материала по вопросам урока. Подведение итогов
урока. Домашнее задание. |