Тип урока: изучение новой темы.
Цель: раскрыть особенности работы мышц.
Задачи:
- совершенствование умений обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем
органов;
- совершенствовать знания об условиях,
повышающих работоспособность мышц;
- развитие умений и навыков пользоваться
различными источниками информации, работать в
малых группах, сопоставлять и классифицировать,
применять и обобщать полученные знания на
практике;
- формирование навыков здорового образа жизни и
умений в оказании первой медицинской помощи при
различных видах травм и повреждений;
- воспитание осознанного отношения к своему
здоровью.
Оборудование:
- учебник биологии 8 кл. Человек. Н.И.Сонин.
- бинты, лангетки.
Оформление:
- таблица "Работа мышц”.
- упрощенная схема "оказание первой помощи при
повреждении мышц”.
Подготовка учащихся к уроку: за 7 дней до
урока двум группам учащихся даётся задание
подготовить материал:
- Спортивное долголетие (материал учебника
биология 8 кл "Человек” под ред. Н.И.Сонина).
- Первая помощь при травмах (учебник "Основы
безопасности жизнедеятельности” под ред.
Фролова М.П.).
С двумя учащимися (по желанию) учитель
физкультуры разучивает необходимые движения: 2-3
танцевальных или спортивных упражнения.
При подготовке предлагается учащимся
обратиться за помощью к учителям ОБЖ и
физической культуры.
Ход урока
Изучение новой темы.
Учитель: в теме "Опора и движение”, мы изучили
строение мышц человека, их основные группы.
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть работу
мышц, её особенности, повторить приёмы оказания
первой помощи при повреждении, а так же выяснить
значение тренировки мышц для нашего организма.
- Как вы знаете, наше тело способно выполнять
огромное количество разнообразных движений. Мы
можем танцевать, бегать и прыгать, делать взмахи
руками, поднимать тяжести. Все эти перемещения в
пространстве, сокращаясь или напрягаясь,
обеспечивают мышцы.
1. Рассказ о работе мышц (табл. "Работа
мышц”):
Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости,
действуя на них как рычаги. Кости начинают
двигаться вокруг точки опоры, под влиянием
приложенной к ним силы. Движение обеспечивается
двумя видами мышц, действующими в обратных
направлениях. Их называют мышцы – сгибатели и
мышцы – разгибатели.
2.Самостоятельная работа по тексту учебника
"Условия работы мышц. Рефлекторный характер
мышечной деятельности”.
Результаты оформляются в рабочей тетради.
Учитель: постоянные занятия спортом,
физическим трудом способствуют увеличению
объёма мышц, возрастанию их силы и
работоспособности. Без работы мышцы быстро
атрофируются. Но если они работают без перерыва,
наступает утомление. После отдыха
работоспособность восстанавливается. Утомление
связано с процессами, происходящими в нервной
системе и накоплением в мышцах продуктов обмена
веществ. Во время отдыха кровь уносит эти
вещества, восстанавливается работоспособность
нервных клеток. Скорость работы зависит от
тренированности организма. Сейчас ребята нам
расскажут о спортивном долголетии (выступление
учащихся одной из групп).
Проведение физкультминутки.
Закрепление знаний. Проводится в форме игры.
Работа проходит в парах. За каждый правильный
ответ учащиеся получают цветной жетон, чем
больше наберут жетонов, тем выше оценка.
1 задание.
Учащиеся, подготовленные заранее учителем
физической культуры, показывают упражнения
(движения мышц конечностей, мышц туловища).
Данные упражнения заранее оговариваются с
преподавателем физической культуры.
Учащимся класса предлагается определить, какие
группы мышц были задействованы во время
выполнения упражнений. Например: мышцы –
разгибатели спины при упражнении "повороты
тела”.
2 задание.
Учитель: ваш товарищ неудачно упал и растянул
связки. Помогите ему, наложив правильно повязку.
Учащиеся работают в парах. Результат
оценивается по качеству наложенной повязки.
Обсуждаются допущенные ошибки.
3 задание.
Блицопрос: Какое минимальное число мышц
участвует в движениях кости в любом суставе?
Какая система управляет работой мышц: нервная
или гуморальная? Работа мышц осуществляется по
принципу блока или рычага? Что происходит с
двуглавой мышцей при сгибании руки? Какой
характер имеет работа мышц? Чему способствует
накопление в мышцах продуктов обмена? Как
восстанавливается работоспособность мышц? В чём
загадка спортивного долголетия? Кого прозвали на
флоте "русским Геркулесом”? Назовите русских
гиревиков и штангистов? Какие силовые подвиги
они совершали?
По результатам работы подводятся итоги работы
и выставляются оценки учащимся (по количеству
жетонов, по выступлениям учащихся).
Даётся д/задание: изучить текст учебника,
ответить на вопросы рубрики "Проверь свои
знания”.
Учитель: "Постоянные занятия спортом,
физическим трудом способствуют увеличению
объёма мышц, возрастанию их силы и
работоспособности. На следующем уроке мы более
подробно выясним влияние физических упражнений
на состояние здоровья человека. Все желающие
приглашаются на занятия в спортивную секцию, где
вам помогут подобрать индивидуальную силовую
нагрузку”. |