Цели:
- Сформировать представление о нарушениях дыхательных функций.
- Раскрыть значимость сохранения здоровья дыхательной системы.
- Разъяснить последовательность действий при легочной
реанимации.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование:
- таблицы;
- опорные схемы;
- муляжи;
- учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
Знакомство с целями и задачами урока.
Настрой на работу, активизация полушарий.
- На доске укрепить лист бумаги с нарисованным диагональным
крестиком. При взгляде на него активизируется и синхронизируется работа
левого и правого полушарий.
- Ходьба на месте с поочередными перекрестными хлопками
ладоней по коленям (правая ладонь – левое колено, левая ладонь – правое
колено).
- Дыхание с направленным вдохом через левую ноздрю, выдыхом –
через правую. Свободную ноздрю зажать пальцем.
II. Контроль и актуализация знаний.
Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.
- Где находится дыхательный центр?
- Чем заканчиваются бронхи?
- Назовите самый большой хрящ гортани.
- Где находятся реснички мерцательного эпителия?
- Что происходит с воздухом в носовой полости?
Работа в микрогруппах. Каждая из микрогрупп (по5-6 учеников)
получает по одному проблемному вопросу, отвечает на него.
- Почему в лечебных учреждениях при остановке дыхания
используют смесь кислорода с углекислым газом, а не чистый кислород?
- В какое время года длинный нос полезнее короткого?
- Почему легкие, не имея мышц, следуют за движениями грудной
клетки?
- Почему в непроветриваемом помещении учащается дыхание?
- Что первично у младенца – вдох или крик?
Оставшиеся ученики, отвечая на вопросы, заполняют графы
кроссворда. Из полученных букв складывается тема урока – «Гигиена дыхания».
Вопросы к кроссворду:
- Органы дыхания, в которых происходит газообмен? (Лёгкие.)
- Орган дыхания, в котором рождаются звуки? (Гортань.)
- Газ, необходимый для протекания
окислительно-восстановительных процессов в клетке? (Кислород.)
- Какой эпителий выстилает носовую полость?
- За вдохом следует … (Выдох.)
- Трахея на уровне 5-6 грудных позвонков делится на два …
(Бронха.)
- Процесс обмена кислорода на углекислоту и наоборот в лёгких
и тканях. (Газообмен.)
- Именно этот физический процесс лежит в основе газообмена.
(Диффузия.)
III. Формирование новых понятий.
1) На листе-схеме ученики записывают тему урока и высказывают свои предположения относительно ее
содержания. Учитель направляет ход рассуждений вопросом: «Что такое
воздушно-капельные инфекции?», «Как это понятие связано с органами дыхания?»
2) Учащиеся обращают внимание на лист информации и «цепочкой» зачитывают сведения о гриппе
и ОРВИ, ОРЗ, отвечая на вопрос учителя «Что известно о воздушно-капельных
инфекциях?»
3) Информация дополняется учителем, который обращает внимание на
возбудителей этих заболеваний, симптомы.
По ходу обсуждения заполняется таблица на листе-схеме.
4) Графа «Профилактика» в листе-схеме обсуждается вместе с учителем ОБЖ:
«Кто должен надевать защитную маску, если в доме есть заболевший
– сам больной или члены его семьи?» По окончании обсуждения предлагается
перечислить известные способы профилактики простудных заболеваний. Как элемент
практического занятия выполняются упражнения (массаж активных точек на
переносице, крыльях носа, висках, ладонях). Учитель обращает внимание учащихся
на данные в листе информации.
5) Перед классом ставится вопрос: «А какие еще организмы могут
вызвать заболевания органов дыхания?»
Обсуждается информация о бактериях-возбудителях туберкулеза и
ангины (материал на листе информации выбирается учениками). Во время обсуждения
таблица вновь заполняется.
Личная значимость этой информации для каждого школьника
подчеркивается сообщением о необходимости проходить флюорографию 1 раз в год.
6) На этом этапе урока вводится элемент «мозгового штурма» -
ученикам предлагается решить, что может осложнить течение этих заболеваний.
Влияет ли образ жизни человека на их протекание? – Да, и одна из причин,
осложняющих заболевания органов дыхания – это табакокурение.
Участники групп зачитывают данные из информационного листа. Дают
определение пассивного и активного курения.
7) А есть ли ситуации, в которых нарушение дыхания происходит по
другим причинам? (Травматизм.)
Учащимся предлагается прослушать и проанализировать ситуацию 4
из информационного листа.
8) А как правильно действовать? Попытаемся составить алгоритм
действий при искусственной вентиляции легких. (Объяснение. Обратить внимание
учащихся на таблицы.)
9) Просмотр электронной версии ИВЛ (слайд-шоу). ПОДУМАЙТЕ!
Юноша увидел свою Джульетту на противоположной
стороне улицы в толпе на троллейбусной остановке. Летящий на крыльях любви
Ромео не обратил внимания на приближающийся троллейбус. Троллейбус сбил юношу
на глазах у многих людей. Удар оказался таким сильным, что он, отлетев на
несколько метров, упал лицом в дорожную грязь. Толпа тут же плотным кольцом
обступила лежащего. Но, как это очень часто бывает, никто не решается подойти к
юноше первым.
Первыми
бросаются на помощь те, кто обладает большим личным мужеством и человеколюбием.
Но, к сожалению, у этих людей не всегда оказывается достаточно опыта и знаний,
и их действия приносят больше вреда, чем пользы. Чаще всего это бывает
сердобольная старушка. Уверенная в своём большом жизненном опыте, она
перевернёт несчастного на спину, оботрёт ему лицо от дорожной грязи и
обязательно подложит под голову либо свою авоську, либо свёрнутый валиком плащ.
При этом она сразу поспешит проинформировать толпу: «Сердешный, кажись, дышит,
но вроде как без сознания. А кровь у него, похоже, из носу течёт».
И все
вздохнут с облегчением: «Раз дышит-значит, жив! Кровотечение?- Так вон бабулька
платком нос утирает. А самое главное, теперь этот парень так удобно лежит на
мостовой, что «скорую» можно ждать хоть целый час».
И у кого-то
даже может возникнуть чувство умиления при виде того, как уютно покоится голова
юноши на этой импровизированной подушке.
Вопрос: « Что было неправильным в действиях людей?
Почему?»
IV. Заключение урока.
И в заключение, просмотрев лист опорных сигналов, какой вывод
можно сделать?
Элемент рефлексии: что значимо для вас из материала урока?
Делают вывод о значении дыхательной системы и важности здорового
образа жизни. |