Цель: повышение правовой культуры и
формирование активной гражданской позиции
школьников, родителей и учителей.
Задачи:
- углубление и расширение правовых знаний;
- воспитание чувства ответственности, долга и
самостоятельности, формирование личного
отношения к общественным проблемам,
- развитие общественного самоуправления,
- развитие коммуникативных, ораторских и
художественных способностей, приобретение
навыков участия в избирательном процессе.
Форма мероприятия: деловая
игра-викторина.
Оснащение:
- таблички с названиями групп «Учителя»,
«Родители», «Художники-дизайнеры», «Комиссия
референдума», «Сириус», «Альфа», «Креатив»,
- бюллетени для голосования,
- памятки «Я голосую»,
- урна для голосования,
- подготовленные группами плакаты,
проект-презентация, модели,
- кабинка для голосования,
- презентация,
- извлечения из федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан РФ»,
- извлечения из закона Астраханской области «О
местном референдуме в Астраханской области»,
- карточки с заданиями 3 тура для групп,
- карточки с заданиями для «комиссии
референдума»,
- мультимедийный проектор и экран.
Предварительное задание группам:
1. Изучите содержание федерального закона «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан РФ», закона
Астраханской области «О местном референдуме в
Астраханской области».
2. Подготовьте агитационное выступление по
вопросу референдума.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент
Слова учителя: «Здравствуйте, ребята,
уважаемые родители и педагоги. Мы собрались
сегодня, чтобы провести деловую игру «Наш
школьный референдум». Давайте представим
команды-участницы нашей игры: «Альфа» (команда
встает и приветствует противников), «Сириус»,
«Креатив», «Художники-дизайнеры», команда
родителей и команда учителей. В каждой игре есть
жюри, которое будет оценивать ответы команд (жюри
приветствует команды) и одновременно играть роль
избирательной комиссии муниципального
образования. Наша игра будет проходить в
несколько этапов и завершится подведением
итогов референдума. На первом этапе давайте
проверим ваши знания об избирательном процессе.
Каждая группа может выбрать любой вопрос,
ответив на него правильно, группа получает 2
балла, за неполный ответ – 1 балл. Если группа не
сможет ответить на вопрос, ответить на него могут
другие группы. Право ответа на вопрос дается по
очереди каждой группе. На столах каждой группы
есть извлечения из федерального закона «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан РФ» и закона
Астраханской области «О местном референдуме в
Астраханской области», ими можно пользоваться
при подготовке ответа, но помните, что время
ответа ограничено 1 минутой. Итак, мы начинаем.
2. Первый тур «От А до Я».
1 вопрос: что такое конституция?
2 вопрос: Что такое демократия?
3 вопрос: Что такое референдум?
4 вопрос: Что такое активное и пассивное
избирательное право?
5 вопрос: Что такое правоспособность и
дееспособность?
6 вопрос: Что такое абсентеизм?
7 вопрос: Что такое избирательная кампания?
8 вопрос: Кто такой избиратель?
9 вопрос: Кто такой кандидат?
10 вопрос: Что такое избирательный округ?
11 вопрос: Что такое предвыборная агитация?
12 вопрос: Что такое открепительное
удостоверение?
3. Принципы проведения выборов и
референдума – игра с болельщиками
Учитель: Сегодня мы с вами проводим
игру «Наш школьный референдум». А знаете ли вы
принципы проведения выборов и референдума?
Давайте спросим у присутствующих здесь
болельщиков.
Болельщики должны назвать принципы
проведения выборов и референдума.
Граждане участвуют в выборах и референдуме
на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права и волеизъявления при
тайном голосовании.
Участие в выборах добровольное и свободное.
Граждане, проживающие за границей, находящиеся
во время проведения выборов или референдума за
пределами избирательного округа, к которому
прикреплены, имеют все избирательные права.
Деятельность избирательных комиссий, комиссий
референдума осуществляется открыто и гласно.
Все кандидаты равны в правах. Всем кандидатам
предоставляются равные права и возможности для
предвыборной агитации.
Государственные органы должны быть
нейтральными и не использовать свое служебное,
должностное положение для продвижения своего
кандидата или во вред другому кандидату в период
проведения выборов или референдума.
4. Второй тур игры «Путаница».
Учитель: Сейчас всем группам
предлагается задание: расставьте по порядку
этапы проведения референдума –
1. Создание участковой комиссии референдума.
2. Образование инициативной группы по проведению
референдума.
3. Агитация по вопросам референдума.
4. Сбора подписей участников референдума в
поддержку инициативы проведения референдума
5. Назначение референдума.
6. Опубликование результатов референдума.
7. Голосование по вопросам референдума.
Командам дается 3-4 минуты на выполнение
задания. Они должны написать ответ на листе и
сдать его жюри для проверки. За правильное
выполнение команда получает 3 балла.
Учитель подводит итоги игры: Итак,
каков же правильный ответ?
Порядок этапов проведения местного
референдума:
1) 2. Образование инициативной группы по
проведению референдума
2) 4. Сбора подписей участников референдума в
поддержку инициативы проведения референдума
3) 5. Назначение референдума.
4) 1. Создание участковой комиссии референдума.
5) 3. Агитация по вопросам референдума.
6) 7. Голосование по вопросам референдума.
7) 6. Опубликование результатов референдума.
Учитель: Предоставим жюри возможность
огласить результаты первых двух туров игры.
Жюри оглашает результаты 1 и 2 тура.
5. Третий тур игры «Оценка ситуации».
Учитель: Итак, инициативная группа
учеников и учителей (в количестве 10 человек)
обратилась в управляющий совет школы с
предложением провести референдум о введении
школьной формы. Управляющий совет проверил
правильность формулировки вопроса.
Избирательная комиссия зарегистрировала эту
группу. Она собрала достаточное количество
подписей участников референдума в поддержку
проведения референдума. Сейчас избирательная
комиссия их проверяет. А мы с вами тем временем
будем разбирать разные ситуации, происходящие во
время проведения референдума. За правильное
решение команда получает 5 баллов, неполное – 1-4
балла, неправильное – 0 баллов.
Группы выбирают задание с ситуацией, им
дается 4-5 минут на решение задачи. Решение они
должны записать на листе и сдать жюри.
Учитель (после того, как все группы
сдали свои решения жюри): Давайте посмотрим
задание каждой группы и правильное решение.
Задание 1 группы: Инициативная группа
жителей села, недовольная бездействием
депутатов сельского совета, предложила провести
на территории сельского совета референдум об их
переизбрании. Однако, избирательная комиссия
района отказала этой группе в регистрации.
Почему?
Решение: На референдум не могут быть
вынесены следующие вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока
полномочий органов государственной власти
Астраханской области, органов местного
самоуправления, о приостановлении осуществления
ими своих полномочий, а также о проведении
досрочных выборов в Государственную Думу
Астраханской области, органы местного
самоуправления либо об отсрочке указанных
выборов.
Задание 2 группы. Инициативная группа
граждан предложила для проведения референдума
вопрос: «Как нам сделать наше село чище и
красивее?» Однако, представительный орган власти
отказал им. Почему?
Решение: Вопрос референдума должен быть
сформулирован таким образом, чтобы исключалась
возможность его множественного толкования, то
есть, чтобы на него можно было бы дать только
однозначный ответ, а также чтобы исключалась
неопределенность правовых последствий
принятого на референдуме решения.
Задание 3 группы. Член избирательной
комиссии разрешил дочери проголосовать за свою
больную мать. Правомерно ли это?
Решение:Это неправомерно. В статье 52 ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан РФ» п.3 сказано:
«Каждый избиратель, участник референдума
голосует лично, голосование за других
избирателей, участников референдума не
допускается». Но если мать не может
самостоятельно расписаться в получении
бюллетеня или заполнить бюллетень, она вправе
воспользоваться для этого помощью дочери, при
условии, что та не является членом комиссии,
инициативной группы, наблюдателем. Надо устно
предупредить КР.
Задание 4 группы. 2 марта Совет
депутатов сельского совета принял решение о
назначении голосования по вопросу
референдума на 24 апреля. Правомерно ли это?
Решение: Да, правомерно, так как
голосование на референдуме назначается на
первое воскресенье после истечения 50 дней со дня
принятия решения о назначении референдума.
Задание 5 группы: Коренное население
казачьей станицы решило провести референдум о
выселении с территории станицы граждан РФ,
переселившихся сюда после 1991г. Насколько это
правомерно?
Решение: Согласно Конституции, все
граждане равны перед законом и обладают
одинаковыми правами, в том числе и правом на
выбор места жительства. Референдум по данному
вопросу неправомерен, так как вопросы, выносимые
на референдум, не должны ограничивать или
отменять общепризнанные права и свободы
человека и гражданина.
Задание 6 группы: В списки участников
референдума были внесены граждане Казахстана,
постоянно проживающие в этом селе. Правомерно ли
это?
Решение: Да, это правомерно, так как
согласно закону Астраханской области «О местном
референдуме в Астраханской области» ст.4 п3. «На
основании международных договоров Российской
Федерации и в порядке, установленном настоящим
Законом, иностранные граждане, постоянно
проживающие на территории соответствующего
муниципального образования, имеют право
участвовать в референдуме на тех же условиях, что
и граждане Российской Федерации.
6. Создание участковой комиссии
референдума и работа комиссии
Учитель: Итак, подписи были собраны
правильно, управляющий совет назначил местный
референдум в пределах школьного сообщества. Кто
имеет право в нем участвовать?
Болельщики: Согласно уставу школы
– ученики, их родители и учителя.
Учитель: Какой орган необходим для
проведения референдума?
Болельщики: Участковая комиссия
референдума.
Учитель: Избирательная комиссия (жюри)
сформировала участковую комиссию референдума.
Жюри (избирательная комиссия) называет
фамилии членов команд, по одному от каждой
команды).
Учитель: Прошу членов комиссии пройти
к своему столу. Ваша задача: ознакомиться с
работой комиссии по проведению референдума и
выполнить задания «Да» или «Нет». Правильное
выполнение каждого задания принесет вашей
команде 1 балл.
Члены комиссии проходят к своему столу,
знакомятся с извлечениями из закона
Астраханской области «О местном референдуме в
Астраханской области» и отвечают на вопросы.
После этого члены комиссии отдают листы с
заданиями и ответами жюри, проверяют список
имеющих право голосовать, готовят бюллетени,
проверяют урну для голосования, кабинку для
голосования.
7. Агитация по вопросу референдума
(презентации учащихся).
Учитель: Пока члены комиссии работают,
мы с вами посмотрим домашнее задание каждой
команды – агитационное выступление по вопросу
референдума. Проекты могут быть выполнены в виде
плакатов, презентации, стихов, показа моделей и
другой форме. Командам дается по 2-4 минуты на
выступление. Оно оценивается в 5 баллов.
Команды защищают свои творческие проекты.
Одни выступают в защиту школьной формы, другие –
против.
8. Проверка задания комиссии.
Учитель: Спасибо командам за
выступления. Давайте посмотрим, как члены
комиссии должны были справиться со своим
заданием.
1. Решение участковой комиссии может отменить
только Центральная избирательная комиссия. (Нет,
может отменить избирательная комиссия
муниципального образования).
2. Участковая комиссия может не внести в состав
участников голосования по местному референдуму
военнослужащих, проходящих здесь военную службу
по призыву, если место жительства этих
военнослужащих до призыва на военную службу не
было расположено на территории муниципального
образования. (Да, они не являются участниками
местного референдума).
3. Партия, представленная в Государственной
Думе Астраханской области, может назначить члена
своей партии членом участковой комиссии
референдума с совещательным голосом? (Да, может).
4. Участковая комиссия утверждает текст
бюллетеня. (Нет, это полномочия избирательной
комиссии МО).
5. Помещение для голосования безвозмездно
предоставляется в распоряжение участковой
комиссии главой местной администрации
соответствующего муниципального образования. (Да).
6. Член участковой комиссии может выдать
участнику референдума новый бюллетень взамен
испорченного, надо только сделать
соответствующую отметку в списке участников
референдума против фамилии данного участника
референдума. (Да, может, но испорченный
бюллетень погашается).
7. Голосование вне помещения для голосования
проводит член участковой комиссии, которые имеет
при себе предварительно опечатанный переносной
ящик для голосования, необходимое количество
бюллетеней. Он помогает заполнять больным
бюллетени. (Нет, голосование проводят два члена
комиссии с решающим голосом или 1 член комиссии с
решающим голосом и 2 члена комиссии с
совещательным голосом (2 наблюдателя). Они не
имеют права помогать заполнять бюллетени).
9. Подведение итогов викторины
Учитель: Подведем итоги 3 и 4 тура,
предоставим слово жюри.
Жюри оглашает итоги 3 и 4 тура игры, общие
итоги.
10. Голосование по вопросу референдума
Учитель: Начинается голосование. Я
прошу всех присутствующих, имеющих право на
участие в референдуме прочесть памятку «Я
голосую». Помните: голосовать или не голосовать
– это ваше право! У вас есть свобода выбора и
обязанность отвечать за свой выбор. Ваш выбор –
ваша судьба!
Команды и болельщики проходят к столу
комиссии, получают бюллетени, проходят в кабину
для голосования, опускают бюллетени в урну.
11. Подведение итогов голосования и
оглашение результатов
Учитель: Сейчас комиссия начнет
подсчет голосов и подведет итоги.
Комиссия подводит итоги, составляет протокол
и передает его избирательной комиссии (жюри).
Избирательная комиссия (жюри) оглашает итоги
референдума, награждается команда – победитель
игры.
12. Выводы мероприятия
Учитель: Завершился наш школьный
референдум. Я напоминаю вам, что его решения
обязательны для всех членов школьного
сообщества. Сегодня мы проверили свои правовые
знания, применили их при решении практических
ситуаций и увидели, как можно участвовать в
судьбе своей школы, своего села, своей страны. Я
надеюсь, что вы также примете активное участие в
предстоящих выборах главы сельского совета (я
обращаюсь к учителям и родителям). А своим
ученикам, будущим избирателям, я хочу пожелать:
не оставайтесь в стороне от происходящего на
вашей Родине, не будьте безучастны, ваш выбор –
ваша судьба! Спасибо за внимание. |