Понедельник, 22.07.2024, 13:40                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [14]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [5]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок обществознания "Время... Что это?"
27.05.2014, 19:32

Цель урока: Формирование представления учащихся о социологических законах развития общества через осмысление философских понятий «время, пространство, материя».

Задачи урока:

  • Актуализировать и обобщить знания по теме «время, пространство, материя».
  • Вызвать интерес к изучаемой теме.
  • Целостное осмысление новой информации, обобщение полученной информации.
  • Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Тип: эвристическая лекция с использованием приемов развития «критического мышления».

Оборудование: интерактивная доска, документы.

Ход урока

I. Мотивационный этап: организационный момент, актуализация, целеполагание, постановка задач.

Учитель: Вашему вниманию предлагается несколько высказываний, в которых встречается понятие «время».

  1. Время - одно из основных понятий физики и философии, одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел, а также сознание.
  2. Время – лира существования материальных живых существ, неживой материи и взаимоотношений между ними.
  3. Жизнь и Время царят на земле
    Ты владыками их назови;
    Все, кружась, исчезает во мгле,
    Неподвижно лишь солнце любви.
    Вл. Соловьев.

По мере того, как у вас возникают идеи, вы их записываете; выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

II. Актуализация субъектного опыта школьников

Давайте посмотрим, какие вопросы вы сформулировали? (Ответы ребят.)

Мы видим 4 основных понятия, которые здесь встречаются:


Выдающийся математик Н.И. Лобачевский пришел к очень важному не только для геометрии, но и для философии выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, они изменяются. Идеи Лобачевского получили свое подтверждение и конкретизацию в современной физике. Теория относительности Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с движущийся материей и друг с другом. Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитации. Если бы не было масс, не было бы гравитации, не было бы времени и пространства. Следовательно, пространство и время вне материи не существуют. А так как материя находится в непрестанном движении, то пространство и время меняют свои свойства в зависимости от этого движения.

Согласно общей теории относительности, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется. Представим себе астронавта, летящего в глубинах галактики на ракете. Отправляясь в полет, он обещал каждую секунду посылать на Землю сигнал. Теперь представим себе такую картину: этот астронавт подлетает к затерявшейся где-то в галактике чудовищно сжавшейся звезде, плотность которой во много раз больше плотности атомного ядра. Земные наблюдатели с удивлением и страхом замечают, что, по мере приближения к этому телу, радиосигналы стали поступать не через секунду, а все реже и реже. И вот уже между ними стали проходить минуты, затем часы, затем годы и века. В конце концов, сигналы совсем перестали поступать, а между тем астронавт, как и было условлено, посылал сигналы ежесекундно. Оказалось, что из этой плотной звезды не выходят ни излучения, ни какие-либо частицы, взаимодействующие с миром.

Таким образом, в теории относительности Эйнштейна нашел свое подтверждение принцип единства пространства и времени с движущийся материей. Т.е., изучая материю в тех или иных формах и проявлениях, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время. Об этом говорили еще античные мудрецы, которые представляли себе пространство в виде различным образом натянутой струны.

III. Операционный этап.

1. Создание синквейна. Работа в группах.

Познакомившись с основными идеями теории относительности Эйнштейна, составим синквейн – стихотворение, которое требует синтеза информации.

Существительное
Прилагательное Прилагательное
Глагол Глагол Глагол
Фраза из 4 слов (ваше личное отношение к нему)
Существительное.

Синквейн 1.

Время
Стремительное Вечное
Рождает Правит Убивает
Историю мира навечно слагает
Жизнь

Синквейн 2.

Время
Милосердное Упрямое
Не сбить Не остановить Не обуздать
Дарует жизнь и может отобрать
Течение

Синквейн 3.

Время
Кровавое Страшное
Следит Судит Карает
И выбор нам не оставляет
Путь

Синквейн 4.

Время
Непостижимое Прекрасное
Лечит Бежит Изменяет
Раны души человека заживляет
Надежда

2. Эвристическая беседа.

Свою собственную структуру имеет и время исторических событий, субъекты которых овладевают временем и пространством, организуя эти события, а кроме того, переживая их. Стало быть, историческое время – это уже иная характеристика времени, по сравнению с физическим временем, о котором мы с вами рассуждали выше.

  • Что мы имеем в виду, когда мы говорим, что время ускоряет свой бег? Что это значит? (События текут быстрее, то есть увеличивается интенсивность всех форм социальной жизнедеятельности).
  • Как исчисляется социально-экономическое время? (Поколениями, веками, тысячелетиями). Его особенным свойством является то, что исторические события хранятся в памяти человечества. В нем за точку отсчета могут быть взяты те или иные социальные события, даже легенды.
  • Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходят человеческая цивилизация в своем развитии, социологи выяснили ряд закономерностей. Одну из них я предлагаю вам сейчас открыть. Используя раздаточные материалы, заполните шаблон графика «Этапы развития человеческого общества», произведите необходимые математические расчеты и сформулируйте закономерность. (Закон ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот в свою очередь короче рабовладения и т.д. Каждая последующая формация короче предыдущей в 3-4 раза.)
  • Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными экономическими и политическими событиями период. Докажите. (Обсуждение в группах.)
  • Археологи, каждую фазу в эволюции человечества называют исторической эпохой. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее и динамичнее. Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. С чем это связано? (В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например, чоппер – массивное орудие из гальки, обработанное с одной стороны, претерпевая незначительные изменения на протяжении десятков и сотни поколений.)
  • Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы развиваются с неодинаковой скоростью. Докажите. (Обсуждение в группах.) (В Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.
  • К чему приводит неравномерность развития? Назовите позитивные и негативные последствия этой закономерности. (Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только позитивные, но и негативные моменты. Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения).

Итак, мы рассмотрели общие законы эволюции человеческого общества и установили, что главными среди них являются:

  • Закон ускорения истории
  • Закон неравномерного развития общества

IV. Рефлексивно-аналитический этап.

Творческая работа: сочинение-миниатюра на основе цитаты.

«Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой». (Н.В. Гоголь.)

Время- это незримая река, проходящая мимо каждого сердца, затрагивающая всех людей. Можно быть простым наблюдателем, но есть и другой вариант, как скоротать свое существование: войти в эту реку и предаться её течению, тогда будущее не будет казаться таким туманным.

Неизведанное нас пугает, а если стать этим течением, то не покажется нам время с этой стороны.

Вопрос времени актуален сейчас, как никогда. Нам его всегда катастрофически не хватает, не хватало, и не будет хватать; потому что, как бы не менялись люди, поколения за поколениями - время будет неизменным.

Скорее всего, идея автора- это призыв всему человечеству не пускать свою жизнь на самотек, ибо мы строители судьбы своей. А время- это неотъемлемая часть её.

Дарья Бабак (9б)

«Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится». (Я. Корчак.)

Как много раз в жизни мы жалеем, что упустили возможность что-то сделать ил сказать важные слова! Много. Очень. Может, пора все-таки понять, что нужно жить не прошлым, не будущим, а настоящим. Именно оно нашу жизнь определяет и направляет время. Будущее – туманно и неизведанно, а прошлое – пыльно и забыто.

Автор призывает мир жить настоящим и уважать его. Время- живое существо, а, как известно, все живое рано или поздно умирает. Тогда оно уже не вернется, а только останется в памяти.

Ничто не повторимо в этой жизни. Даже восход солнца каждый день разный. А время… не зависит оно от людей.

Люди! Живите этой минутой! Цените, храните и уважайте все! Так как путь в жизни каждого человека останется в истории нашей цивилизации, будет ярким и запоминающимся.

Мольков А. (9б)

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець
Просмотров: 1649 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru