25 мин
|
Объяснение нового материала
Тема урока: Нравственные категории и добродетели.
Нравственные категории бывают негативными и позитивными. Какие категории вы знаете?
Игра: 2 девушки у доски, я называю категории, а они в столбик
записывают: 1) негативные; 2) позитивные. Все проверяют.
Перечисления: гуманизм, бескорыстие, грубость,
ответственность, вежливость, лицемерие, зависть, равнодушие,
взаимопомощь, высокомерие, долг, зло и добро.
Обратимся к такому афоризму:
"Когда Добро бессильно, оно - Зло". Как вы его понимаете?
Добро и Зло являются основными категориями морали.
Первое относится к положительным качествам, другое к
отрицательным. Представления о Добре и Зле всегда менялись и нет
определённой характеристики для них (то что для меня добро, для другого
зло).
Работа с текстом.
Либо на стр. 102 китайская притча, либо: У одного крестьянина была кобыла, его единственное богатство.
Однажды кобыла сбежала и, увидев это, соседи посочувствовали
крестьянину: "Да, нелегко тебе придется, кобылы то больше нет!" На это
крестьянин ответил: "Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
На следующий день кобыла возвратилась и привела с собой
целый табун диких лошадей. "Как же тебе повезло, у тебя теперь целое
состояние», – позавидовали соседи. А крестьянин твердил: «Не знаю,
хорошо это или плохо. Это - жизнь".
Сын крестьянина захотел обуздать лошадей и оседлать одну из
них. Но не тут-то было, лошадь его сбросила, и он стал на всю жизнь
хромым. "Ой, какой ужас! - заволновались соседи. – Твой сын стал
хромым!" А крестьянин все повторял: "Трудно сказать, хорошо это или
плохо. Это - жизнь".
Вскоре началась война. Всех забрали в армию, кроме хромого
сына крестьянина. "Нам, может быть, и не увидеть больше сыновей своих, -
запричитали соседи. – Тебе же повезло, твоего сына не забрали в армию".
И вновь крестьянин сказал: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это -
жизнь".
История продолжалась в этом духе с привлечением новых
событий, но конец их был одинаков. Крестьянин продолжал твердить одно и
то же: "Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь".
Нельзя однозначно, судить что хорошо, а что плохо. Так и с добром и злом.
Добро и Зло выражают абстрактные понятия пользы и вреда. Что
же воплощает конкретные принципы человека? Добродетель и порок.
Добродетель – моральная категория, выражающая совокупность
положительных качеств человека. Воплощение конкретным человеком
принципов добра либо в своём характере, либо в поступках (щедрость,
великодушие, честность).
Порок – олицетворяет сумму отрицательных качеств и поступков (лживость, мелочность, черствость).
Благодаря чему достигается добродетель? О каком человеке можно сказать, что у него много добродетелей?
Аристотель различил разумные (Что мы к ним относим?
Мудрость, сообразительность, рассудительность) – благодаря обучению и
нравственные (рождаются и привычек и нравов, которые формируют его
характер). Работа с учебником на стр. 113.
Парадокс добродетели – разрыв между знанием и делом. Мы об этом много говорили на прошлом уроке. Приведите примеры.
Одна из главных добродетелей – Долг. Примеры.
Невыполненный долг ведёт к стыду. В каких случаях возникает чувство стыда?
С чувством стыда неразрывно связана – Совесть. Это
способность человека оценивать свои поступки, мысли, желания. "Не делай
ничего непристойного даже наедине с собой, учись стыдиться самого себя
больше, чем других". Что это значит?
Совесть – это ответственность человека перед самим собой.
"Свобода совести", как вы это понимаете? Право человека на
независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять
свои убеждения. Например, свобода вероисповедания.
Свобода – это отсутствие давления и ограничения.
Милосердие. Как вы понимаете эту добродетель? Представляет
собой сострадательное, заботливое отношение к другому человеку,
стремление помочь.
Готовность жертвовать своими личными интересами ради блага
ближнего: "отдавай другому, не рассчитывая заранее, что получишь
взамен".
|
Беседа
Задание у доски
Обсуждение
Записывают
Работа с учебником
|