Цель: способствовать формированию активной жизненной позиции
старшеклассников через рассмотрение проблемы межнационального экстремизма на
современном этапе как одной из глобальных проблем человечества.
Задачи:
- Обучающая: углубить и систематизировать знания о понятии,
видах и способах противодействия межнациональному экстремизму с помощью
поисковой деятельности по теме (поиск литературы в разных источниках, работа
с дополнительным материалом и средствами массовой информации).
- Развивающая: формирование гражданской позиции старшеклассников,
развитие исторического мышления через активные методы обучения.
- Воспитательная: формирование этнической толерантности, социализации
личности через обобщение доступной информации, способствовать формированию
социально-мировоззренческой компетентности учащихся через знакомство с
актуальными проблемами человечества на современном этапе.
Основные понятия: экстремизм, межнациональный экстремизм, терроризм,
международный терроризм и др.
Оборудование: глобус, политическая карта мира, доска, цветные мелки,
эмблемы между народных организаций и движений, выставки детских работ учащихся,
иллюстративный материал в виде карикатур и агитационных листов, тесты,
телевизор, мультимедийный проектор, презентации, информационные буклеты для
учащихся.
План изучения новой темы
Вступление. Учитель. Актуальность проблемы межнационального
экстремизма.
На сегодняшний день одной из основных проблем является рост террористической
деятельности, сопутствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских
группировок во влиятельные структуры жизни; усиление жесткости и безоглядности
действий экстремистов; многообразие форм деятельности, стремление добиться
общественного резонанса, устрашения населения.
В этих условиях подрастающее поколение России оказалось самой незащищенной в
культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном
ценностном и духовном вакууме. Молодежь стала дезорганизована, подвержена
влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной
культуры, национальных культур других народов.
Учитель. Обозначает цель урока, кратко характеризует форму работы
(диспут), обращает внимание на законы диспута, обозначенные в буклете к уроку.
Цель: помочь Вам сформировать свою активную жизненную позицию
через рассмотрение проблемы межнационального экстремизма на современном этапе
как одной из глобальных проблем человечества.
Видеоролик. Правительство РФ об экстремизме.
Учитель. Ребята, с чего мы начинаем изучение любого теоретического
вопроса? (с понятий).
Сообщение ученика. Экстремизм (от латинского extremus – крайний) –
это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим
существующие в обществе нормы и правила, как совокупность насильственных
проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально
организованными противоправными группами и сообществами1.
Учитель. А что понимаем под межнациональным экстремизмом?
Ответ учащегося. В сфере межнациональных отношений – националистический
экстремизм – находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и
народностями, в региональных войнах, вооруженных конфликтах и столкновениях, в
актах геноцида по отношению, к так называемому, некоренному населению,
представителям других этнических образований, выступает с позиции защиты "своей
нации", ее прав и интересов, ее культуры" и языка. При этом отвергаются подобные
же права для других национальных и этнических групп.
Националистический экстремизм органически связан с сепаратизмом (фр.
separatisme – отдельный), т.е. со стремлением к отделению, обособлению. Он
направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства
коренной нации, отражает стремление титульных наций в национальных республиках
получить преимущества перед некоренными жителями в политической и социальных
сферах. Подобный экстремизм ведет к обострению межнациональных отношений и
является источником вражды и конфликтов между народами.
Учитель. Ребята, нам необходимо выяснить причины этого серьезного
явления.
- это сегодняшние условия жизни, значительно ухудшившиеся за последние
10-15 лет, ухудшающиеся условия жизни большинства населения страны
(необеспеченность жильем, платное медицинское обслуживание, образование,
безработица, усиление имущественного неравенства и т.д.);
- война в Чечне, криминогенная обстановка, падение общей исполнительской
дисциплины, рост антисоциальных проявлений;
- еще одним фактором, обострившим крайне националистические настроения
среди молодежи России, является усиление миграционных процессов, связанных с
переселением больших групп людей, в первую очередь из регионов Кавказа и
Средней Азии.
- Россию охватил невиданный спад и кризис всех отраслей производства. Как
следствие этого в стране растет безработица, несоответствие результатов
экономических и политических реформ ожиданиям населения;
- Еще одна причина роста молодежного экстремизма – это усиление активности
мусульманских экстремистов, террористические акты;
- К вышеназванным причинам необходимо указать еще ряд факторов, которые в
совокупности вносят значительный вклад в существование молодежного
политического экстремизма. Например, слабое и недостаточное внимание
государства к молодежным проблемам. В первую очередь заниматься проблемами
подрастающего поколения, должны определенные государственные структуры,
например, Государственный комитет по делам молодежи, а также образовательные
и культурные учреждения. Они должны заниматься проблемами досуга и
культурного развития и морально-нравственного воспитания молодежи, так как
произошел распад прежней системы ценностей, а замены ему нет.
Учитель. Синквейн (учащиеся делают записи в рабочем листе:
Межнациональный экстремизм (пример заполнения)
- Два существительных: страх, трагедия;
- Три прилагательных: крайний, агрессивный, жестокий, опасный;
- Фраза: У экстремизма нет лица и нет границ; экстремизм – это зло,
которое приводит к насилию.
Учитель. В нашем обществе участились случаи проявления межнационального
экстремизма. Необходимо ли с ним бороться и какими методами.
Ответы учащихся.
Учитель. Анализ национальной ситуации в школе, в классе, который приводит
к выводу «нет плохих национальностей, а есть плохие люди, точнее их поступки»;
Негативные действия могут совершать люди разных национальностей. А как мы можем
оценить плохой или хороший поступок.
Ответы учащихся.
Оценить поступок можно с разных позиций: с точки зрения морали,
нравственности и закона.
- Конституция Российской Федерации
- Указ президента «о мерах по обеспечению согласованных действий органов
государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм
политического экстремизма в РФ»
- Федеральный закон от 25.07.2002 г. №114-ФЗ "О противодействии
экстремистской деятельности" (ред. от 29.04. 2008 г.)
- Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях"
(ред. от 22.07.2010).
Учитель. Данная тема активно обсуждается на политическом и общественном
уровне. Примером того служит Всероссийская НПК в г. Тюмени « правовые основы
противодействия экстремисткой деятельности – это зло, которое приводит к
насилию». Часто в новостях от политических деятелей слышны различные
высказывания по теме экстремизма и национализма.
Сообщение учащегося. «Организации экстремистского толка». Всего в России,
по данным экспертов Московского бюро по правам человека, действует 141
молодежная группировка экстремистского толка общей численностью около
полумиллиона человек.
В основном они сосредоточены в крупных городах Центрального, Северо-Западного
и Уральского федерального округов. Особенно велико количество экстремистов в
столичном регионе и в Санкт-Петербурге.
В отличие от обычных групп подростков, совершающих противоправные действия в
виде хулиганства или вандализма с одной лишь "развлекательной" целью,
экстремистски настроенная молодежь осуществляет схожие по форме действия,
связывая их с определенной идеологией.
Ярким примером экстремисткой организацией национального толка являются
скинхеды (презентация, видеоролик).
Учитель. Почему существует такое многообразие организаций экстремистского
толка и достаточно много приверженцев пропагандирующих такие идеи?
Ответ учащихся. Экстремизм обещает людям быстрое устранение трудностей,
осуществляет гарантированный порядок, основанный на страхе и контроле. И самое
главное, обещает социальную обеспеченность. Имеют четкую систему ценностей.
Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного
порядка и осуществляются в незаконных формах, носят публичный характер,
затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц.
Учитель. Ребята у каждого из нас есть право выбора, поддержать или
быть против этих организаций. Но вы должны помнить к каким последствиям они
приводят. Поэтому мы сейчас Вам предлагаем определить свою гражданскую позицию
следующим образом.
На доске представлены две позиции:
Я принимаю: |
Я не принимаю: |
Учащиеся должны распределить предложенные иллюстрации (карикатуры, фото,
плакаты, 10 штук) по двум позициям, кратко объяснив свою точку зрения. Два
ученика выполняют задание на доске, закрепляя материалы магнитами, остальные
заполняют рабочие листы, проставляя нумерацию иллюстраций.
Учитель. Ребята сегодня мы затронули очень важную, широкую тему. За одно
мероприятие невозможно рассмотреть все ее аспекты. К этой проблеме мы будем
неоднократно обращаться на уроках истории и обществознания. Но обратим внимание,
что, несмотря на то, что мы все разные по внешности, интересам, способностям,
все мы сталкиваемся с проблемами экстремизма и бороться с ним можно только
сообща.
Учитель. Подведем итоги диспута (рефлексия). Записи на рабочих листах.
На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция,
по которой необходимо высказать свое мнение:
- большой – для меня это важно и интересно …
- указательный – я получил конкретные рекомендации…
- средний – мне было трудно (не понравилось)…
- безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец – для меня было недостаточно…
Учитель. Благодарит учеников за работу на уроке. Подводит общий итог. |