Цель. Познакомить детей с появлением
бумаги, с ее производством, видами,
использованием в быту и народном хозяйстве;
воспитывать экономное, бережное отношение к
бумаге.
Оборудование. Разные виды бумаги;
головоломка и таблица «Виды бумаги»; различные
изделия и поделки детей из бумаги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий 1. Привычная нам бумага появилась
в Китае во II веке. Сначала листы изготавливались
из растительных волокон, и способ производства
долго держали в тайне. Лишь в Х веке в Европе
впервые появилась бумага, сваренная из
размолотых тряпок, древесной коры, бамбуковой
щепы. Изготавливали ее также из соломы, ржи,
пшеницы, овса, крапивы, камыша и т.д.
Ведущий 2. Делали бумагу вручную, с
применением самой примитивной техники. За день
получали не более 100–120 килограммов. С развитием
книгопечатания бумаги требовалось все больше.
Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей,
не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт
удался – древесину расщепили на отдельные
волокна и превратили их в бумажную массу. С тех
пор и производят бумагу из дерева.
Ученик 1.
В лесу густом и темном Елочка жила,
И выше и стройнее всех она была.
Была она прекрасною в солнечных лучах,
В своих великолепных зеленых кружевах.
Но вот пришли машины в лес темный и густой,
И Елочка упала под острою пилой.
Грустила наша Елочка о срубленных корнях,
И не было той прелести в зеленых кружевах.
Ученик 2.
Вот Елочке приснился какой-то страшный сон:
Как будто обрубили ее со всех сторон
И превратили в стружки красивый стройный ствол,
По разным коридорам куда-то он пошел.
Купалась наша Елочка в различных веществах,
Во многих побывала талантливых руках.
И вот когда закончился весь этот страшный сон,
Оглядывает Елочка себя со всех сторон:
«Ах! Я теперь покрашена в различные цвета!
В бумагу превратилась я – какая красота!»
(Н. Мелихова)
Ведущий 3. Ребята, почему нужно экономить
бумагу?
Дети. Чтобы меньше пришлось рубить
деревьев.
Ведущий 3. Для изготовления высших сортов
бумаги, на которой печатают деньги и документы, и
сейчас пользуются измельченными обрезками
текстиля. Поскольку для производства бумаги
требуется древесина и много воды, бумажные
фабрики строят обычно на берегах больших рек.
Вода сама несет к фабрике связки бревен.
Учитель. Ребята! Кто хочет подробно узнать
об изготовлении бумаги, прочитайте книгу
Б.В. Зубкова «Книжка про книжку».
Учитель показывает книгу.
– Вспомните, пожалуйста, где применяется
бумага?
Д. Бумага нужна для изготовления
тетрадей, книг, для оклеивания комнат, в качестве
обертки для товаров.
У. Для более широкого знакомства с видами
бумаги отгадайте головоломку «Виды бумаги».
Головоломка «виды бумаги»
По вертикали
1. Бумага, на которой печатают газеты.
2. Бумага, которая идет на изготовление обоев.
3. Бумага, которая нужна для печати фотографий.
4. Бумага, из которой делают тетради.
5. Бумага, на которой выполняют рисунки.
6. Бумага, которая впитывает жидкость.
7. Бумага, с которой мы работаем на уроках
труда.
8. Бумага, на которой печатают книги.
По горизонтали. Бумага, которой придана
поперечная волнистость с целью повышения
жесткости.
Ответы. По вертикали: 1. Газетная.
2. Обойная. 3. Фотографическая. 4. Писчая. 5.
Рисовальная. 6. Промокательная. 7. Цветная. 8.
Печатная.
По горизонтали: Гофрированная. |
Дети рассматривают различные виды
бумаги, лежащие у них на столах, и определяют те,
которые упоминались в головоломке.
Ведущий 1.
Обычная бумага пластична. Это самый податливый,
интересный и доступный материал. Она легко
сгибается, скручивается, сжимается, поддается
тиснению.
Ведущий 2. Бумага может быть гибкой
лентой, которую легко поставить на ребро,
скрутить в спираль, в кольцо, выпуклую или
вогнутую форму, жесткой гофрированной решеткой и
т.д.
Ведущий 3. Белоснежная бумажная пластика,
волшебная игра света и тени, бесконечные
творческие возможности, различные технологии
обработки бумаги позволят нам создавать
прекрасные художественные образы.
У. Бумагу можно считать универсальным
материалом. Любая работа с бумагой не только
увлекательна, но и познавательна. Бумага дает
возможность проявить свою индивидуальность,
воплотить замыслы, ощутить радость творчества.
Ведущий 1. А теперь послушайте сказку
«Беды в Бумажном королевстве», которую написала
педагог, писательница Татьяна Рик.
Ведущие по очереди рассказывают сказку.
У. Сегодня мы с вами узнали о
возникновении бумаги, о ее видах, свойствах,
применении. На следующем занятии мы изготовим
пособие «Виды бумаги» и продолжим разговор об
этом материале. |