Цели. Расширить знания детей о
видах и свойствах металлов; познакомить с
технологией конструирования изделий из
проволоки методом сгибания и скручивания;
показать практическое применение проволоки в
конструировании сувениров.
Оборудование. Коллекция металлов и
видов проволоки; заготовки из проволоки;
плоскогубцы, кусачки, шило и бруски; таблицы;
индивидуальные технические карточки; образцы
сувениров.
ХОД УРОКА
I. Организация рабочего места
II. Знакомство со свойствами
металлов
Учитель. Сегодня на уроке мы будем
знакомиться с технологией конструирования
изделий из металлической проволоки.
Мы живем в ХХI веке – веке технического
прогресса. В нашем городе находится несколько
крупных машиностроительных заводов:
– Казанское авиационное объединение, где
собирают самолеты;
– Казанский вертолетный завод, где собирают
вертолеты МиГ;
– Казанский моторостроительный завод, где
собирают моторы для самолетов и вертолетов.
Есть и другие предприятия, на которых работают
ваши родители, бабушки и дедушки.
Металлы и их сплавы широко применяются на
машиностроительных заводах, а также в
строительстве, в сельском хозяйстве и в быту. Из
металла делают машины, станки, двигатели,
самолеты, автомобили, тракторы, комбайны,
космические корабли. Металл используют при
строительстве мостов, изготовлении труб для
нефте-, газо- и водопроводов, при выпуске
предметов обихода, посуды.
Широкому использованию металлов способствуют их
важнейшие технические свойства. Попробуйте
ответить: где и для чего используются эти
свойства?
На доске:
Высокая прочность
Твердость
Пластичность
Упругость
Теплопроводность
Электропроводность
Водонепроницаемость
Плавкость
Ковкость |
Ответы детей учитель
записывает напротив.
Опоры мостов, печи, космические
корабли
Для корпусов машин, самолетов...
Для создания формы и др.
Амортизаторы для автомобилей
Трубы нагреваются – дома тепло
Свет, телефон и др.
Подводные лодки, батискафы и др.
Чугунные, узорные решетки и др.
Подковы для лошадей, чугунное литье... |
У. Все металлы разделяют
на две группы.
На доске:
Черные
Сталь
Железо
Жесть
Чугун |
Цветные
Медь
Алюминий
Латунь
Олово |
|
– Сейчас, ребята, мы
послушаем ваши сообщения о некоторых металлах и
посмотрим коллекцию металлов.
Выслушиваются сообщения детей о
металлах и их применении.
– Так как проволока является
разновидностью металлов, мы отметим свойства и
приемы обработки медной, алюминиевой и стальной
проволоки. Все виды проволоки имеют круглый
профиль, сечение которого – до 3 мм (учитель
показывает).
Коллекция с тремя видами металла
идет по рядам.
Дети определяют вид и свойства своей
проволоки и делают устные выводы.
Вывод записывается на доске.
Медная – оранжево-красная,
легкая, мягкая, прочная.
Алюминиевая – серебристо-белая,
очень легкая, мягкая, прочная.
Стальная – серая, тяжелая, жесткая,
негибкая, прочная.
Проволоку можно СГИБАТЬ, РЕЗАТЬ,
СКРУЧИВАТЬ. |
III. Физкультминутка
IV. Практическая работа
У. Итак, сегодня мы будем
конструкторами-технологами. Каждый из вас,
опираясь на свойства вашего материала, будет
разрабатывать изделие-сувенир.
Перед учащимися – образцы работ и
технология их разработки.
Игрушки из фольги и станиоля: рыбка и
попугай
Примеры выполненных работ
– Вы можете воспользоваться идеями,
предложенными в дидактическом пособии, а можете
придумать что-то свое.
– Для того чтобы перейти к основной
практической работе, необходимо перечислить
нужные слесарные инструменты.
Дети. Плоскогубцы, кусачки, шило.
У. Повторим правила техники
безопасности.
Д. Нужно быть внимательным,
аккуратным.
– Тонкую проволоку откусывают кусачками.
– Откусывая короткие кусочки, надо следить за
тем, чтобы не поранить себя или соседа.
– После использования инструменты, надо
класть на место.
– Во время работы нельзя разговаривать.
– После работы следует все тщательно убрать
за собой.
Приемы работы
У. Перейдем к творческой работе.
Вы – конструкторы и можете сделать свою модель.
Поможет вам знание технологии скручивания и
сгибания проволоки (учитель показывает).
Дети работают под спокойную музыку.
Варианты выполненных работ
Этапы выполнения поделки «Корзиночка»
Этапы выполнения поделки «Котенок»
V. Итог урока
Показ и обсуждение работ детей.
Выставление оценок. |