Цели. Познакомить детей с новым природным
материалом – соломой; формировать умение
планировать работу при изготовлении игрушек из
соломы; развивать навыки самоконтроля в работе с
природным материалом; воспитывать любовь к
народному творчеству.
Оборудование. Мультимедиа; солома, ножницы,
цветные нитки, ткань; серп, шкатулка, кукла из
соломы, лапти; книга Н.А. Некрасова «Колосья»;
музыкальный центр, альбом П.И. Чайковского
«Времена года»; рисунок снопа; схема «Звездочка
обдумывания», таблички с терминами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение целей и задач урока
Учитель. Мне хочется начать сегодняшний
урок с загадки:
Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
Ну а зимнею порою –
Аппликацией-игрою.
Суха и очень ломка,
Зовут ее...
Дети. Соломка.
У. Сегодня мы продолжим знакомиться с
одним из видов народного
декоративно-прикладного искусства –
художественной обработкой соломы.
Сделанная вашими руками вещь подарит дому тепло
и уют, вашим родственникам и друзьям – радость
от оригинального подарка, а вам –
удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Цена такой поделки – не рубли, а ваше умение и
терпение, фантазия и творчество, желание сделать
приятное близким.
Сегодня мы попробуем оказаться в деревне
ХIХ века в крестьянской семье, где дети спят на
полу, устланном соломой, где топится русская
печь, – там, где не знают о куклах Барби, где
соломенные куклы – самые любимые игрушки.
III. Знакомство с видами и свойствами нового
материала
Учитель раздает детям тонкие веточки
деревьев, травянистые стебли и соломку.
У. Найдите среди образцов солому.
Дети выполняют задание.
– Как солому можно отличить от других
предметов?
Выслушиваются ответы детей.
– Опишите, как выглядит солома.
Учитель проецирует на экран текст:
Соломка – это полый внутри стебель, легко
обрабатываемый материал. Изделия из соломки
очень привлекательны, красивы. Солома
– сухие стебли – замечательный
материал для работы. Издавна народ применяет ее
для изготовления легких и прочных вещей.
С соломой приятно работать: она золотая,
гладкая, гибкая, пахучая. Отдал стебель людям
целый колос налитых зерен, а потом послушно
сгибается в умелых руках, подчиняясь фантазии
мастера.
IV. Вводная беседа
На доске.
Поспешишь – людей насмешишь.
Есть хотенье – будет и уменье.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
|
У. Как вы понимаете смысл каждой из
них?
Выслушиваются ответы детей.
– Ребята,
все они относятся к теме нашего урока. Работать
мы должны не спеша, с желанием. Поможет нам во
всем жнец. Кто это такой?
Д. Человек, который работает в поле и
убирает хлеб.
У. Кто может назвать орудие труда этого
человека?
Д. Серп.
У. С помощью серпа жнец убирал урожай
с огромных, бескрайних полей. Жницами
становились молодые и не очень молодые женщины.
Убирали хлеб вручную, собирали в снопы. Красиво
собранный сноп подпоясывали свяслом.
На экране появляется новое определение:
Свясло – соломенный жгут.
Учитель показывает на рисунке свясло.
– Пучок соломы, перевязанный жгутом,
издревле служил основой традиционных
крестьянских игрушек. В страду крестьянки часто
брали с собой в поле малых детей. Чтобы как-то
развлечь дитя, женщина делала для него
примитивную куклу из первого, что попадалось в
руки, – из соломенного жгута – свясла.
Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал
голову, а расходящиеся внизу веером
соломины – платье или сарафан. Затем фигурка
куклы стала усложняться. Было найдено решение:
вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу,
связав его в середине и по краям так же, как
перевязывают свяслом снопы.
Показ образца соломенной куклы.
– Солома в крестьянском хозяйстве всегда
была нужным материалом.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он убрал снаружи,
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Это стихотворение написано Иваном Суриковым в
конце прошлого века. Издавна использует народ
солому. Но нигде, наверное, не нашла она такого
широкого применения, как в белорусском Полесье.
Там из соломы стали делать шкатулки, корзины,
мужские шляпы, короба для хранения зерна и
продуктов, ларцы, различные игрушки. И сегодня из
соломы продолжают изготавливать шляпы, сумки,
коврики, мебель.
Во многих странах и в наше время на праздниках
урожая из последних собранных колосков и соломы
делают кукол. Люди верят, что эти куклы приносят
удачу.
Учитель проецирует на экран изображения
кукол.
– Рассмотрите соломенные куклы Екатерины
Константиновны Медянцевой. Кого изображала эта
мастерица? Что она хотела показать в своих
работах?
Дети отвечают.
– Куклы из соломы привлекают тем, с какой
естественностью использован в них природный
материал, с какой изобретательностью и чувством
красоты он преображен в
художественно-выразительный образ.
Куклы напоминают о снопах на скошенном
хлебном поле во время жатвы.
V. Практическая работа
У. Рассмотрите куклы и игрушки из соломы.
На кого они похожи? Обратите внимание, как у
них оформлены руки, какие у кукол прически.
Куклы сделаны просто. Пучок соломы скручен
жгутом, перегнут пополам и перехвачен нитками по
линии шеи и талии. Из нескольких отведенных от
основного пучка соломинок, также скрученных
плотным жгутиком, сделаны руки и вставлены
«крендельком» в середину фигурки.
Как вы думаете, какие инструменты будут помогать
нам в работе с этим материалом?
Д. Ножницы.
У. Вспомните правила работы с ножницами.
Как с ними нужно работать?
Дети вспоминают правила рабочего человека.
Класс делится на группы.
– Итак, мы приступаем. Каждая группа будет
делать только одну поделку, разработав свой
творческий проект. Вы уже знакомы с этим
понятием. В разработке проекта вам поможет
«Звездочка обдумывания». (На экране появляется
схема.) А теперь – за работу!
Учитель вывешивает на доску таблички со
словами материалы, инструменты, безопасность
труда.
– Выберите материалы, инструменты,
необходимые вам для работы, а бригадиры будут
следить за безопасностью труда в группе.
Звучит музыка. Дети изготавливают поделку.
VI. Подведение итогов урока
У. Изготовленную на сегодняшнем уроке
куклу можно носить с собой, а можно поместить ее
дома – в комнате, на кухне, чтобы она оберегала
вас и ваших родных.
Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным
критериям они прочны, по технологическим –
оригинальны и рациональны. Мы учли и
экологические критерии. По эстетическим
критериям все поделки имеют оригинальные формы,
правильно выбранное цветовое решение. И, конечно
же, учтены экономические критерии: солома
доступна, практична, ее можно использовать
неоднократно. |