Цели. Закрепить понятие «мозаика»;
формировать навыки выполнения мозаики с
использованием газеты; обобщить знания учащихся
о пользе домашнего животного – овцы; развивать
творческую фантазию детей, а также аккуратность,
точность, образность, мелкую мускулатуру
пальцев, навыки восприятия цвета; воспитывать
эстетический вкус, трудолюбие, любовь к животным.
Оборудование. Картон, клей; обрывки
черной, серой и белой бумаги из газет; ножницы,
кисть, карандаш.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. На доске запутались слова,
обозначающие понятие «мозаика». Вам необходимо
расположить слова так, чтобы получилось
определение.
На доске:
ИЗОБРАЖЕНИЕ, ИЗ, ВЫПОЛНЕННОЕ,
КУСОЧКОВ, ИЛИ, РАЗЛИЧНЫХ, ОДНОГО, МАТЕРИАЛОВ. |
– Что у вас получилось?
Дети. Изображение, выполненное
из кусочков одного или различных материалов.
У. Мозаику можно изготавливать
из различных материалов. Во время раскопок в
Древней Азии были обнаружены мозаики из раковин
и лазурита, которые изображали военный поход и
сцены мирной жизни. Их возраст – около 4 600 лет. В
Древнем Риме богатые горожане украшали полы и
стены своих домов мозаикой из пластинок цветного
камня. А в Византии она служила частью
живописного убранства храмов. Сегодня мы с вами
тоже будем изготавливать мозаику. Ну а кому она
будет посвящена, вы узнаете, отгадав загадки.
Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?
Д. Баран.
У. По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
Д. Овца.
У. Сегодня мы будем работать над
изготовлением мозаики с изображением овечки.
III. Вводная беседа
У. Овцы – животные очень
древние. Их предки, бараны-муфлоны, жили в
Средиземноморье, где всегда тепло. Однако
неприхотливость и выносливость позволили им
быстро приспособиться к различным условиям
среды обитания и распространиться далеко за
пределами своей родины.
Учитель прикрепляет к доске макет
овечки.
– Посмотрите на нашу овечку и
скажите, какая у нее шерсть?
Д. Серая, кучерявая и густая.
У. Зачем ей нужна такая шуба?
Д. Для того чтобы не было холодно
зимой.
У. Чем питаются овцы?
Д. Растениями.
У. Правильно, овцы –
растительноядные животные, поэтому даже среди
зимы овцы находят пищу под снегом. Какая из
природных зон самая благоприятная для места
жительства овец?
Д. Степь, пустыня и полупустыня.
У. Верно, ребята. Овцы способны
выживать в сложных условиях, потому что они
накапливают жировые запасы, которые расходуются
организмом постепенно. Как называются семьи
овец?
Д. Отары.
У. Кто заботится о животных?
Д. Пастухи.
У. Есть ли у овец враги? Назовите
их.
Д. Волки, медведи и многие другие
хищники.
У. Овцы очень полезны для
человека. А в чем их польза, вы сможете ответить,
разгадав шараду «Чем полезна овечка?».
Посмотрите на таблицу. Среди букв есть
спрятанные слова, которые расскажут о пользе
овец. Найдите эти слова.
На доске:
Д. Шерсть, папаха, молоко, мясо,
валенки, тулуп, шинель, войлок, овчина.
Учитель объясняет значение
неизвестных детям слов.
IV. Объяснение последовательности
выполнения работы
У. Посмотрите на мозаику
«Овечка». Из какого материала сделана овечка?
Д. Из газетных обрывков.
У. Правильно. У нас на столах
находятся картон, обрывки газет, клей, шаблоны и
заготовки. Что необходимо выбрать в первую
очередь?
Д. Картон.
У. Приготовленный картон будет
служить нам фоном. Картон можно выбрать любого
цвета. Следующим шагом станет работа с шаблоном.
Как правильно работать с шаблонами?
Д. Надо прижать шаблон к картону
и тонкими линиями обвести его контур.
У. Затем необходимо приклеить
заготовки головы и копыт. Однако прежде чем
приклеивать, надо попрактиковаться в изменении
позы, положения туловища, головы, ног барашка.
Например, можно поднять животному голову или
посадить его на задние ножки. Самый
ответственный этап работы – это создание шубки у
овечки. Какого цвета используется бумага?
Д. Черная, серая, белая.
У. Правильно. Из газетного листа
с текстом получаются серые комки, из листа с
черно-белой иллюстрацией – темные, из полей
газеты – белые. Комки надо намазать клеем ПВА и
плотно прижать к туловищу. Назовите правила
работы с клеем.
Д. Нельзя пачкать фон клеем при
растирании. Надо наносить немного клея. Лишний
клей промокается кусочком бумаги или тряпочкой.
V. Практическая работа
Дети выполняют задание по этапам.
У. Приготовьте картон.
Расположите лист горизонтально. Возьмите шаблон
и обведите по нему контур туловища. Приклейте
заготовку.
Следующий этап: возьмите заготовки головы и
копыт барашка и передвигайте их, находя
подходящую позу для животного. Потом тонкой
линией наметьте место приклеивания головы,
нанесите слой клея и приклейте голову барашка и
копытца.
Сейчас мы будем изготавливать шубку барашка.
Возьмите газетную бумагу и потренируйтесь в
нахождении формы и размеров кусочков газеты.
Комки можно сделать по-разному: многократно
складывать кусок газеты; сминать с усилием с
разных сторон; смяв бумагу, прокатать ее между
пальцами или ладонями. Главное – чтобы комки
получились одного размера и не разворачивались.
Темные кусочки будем приклеивать внизу, нанося
небольшое количество клея на место, обозначенное
шаблоном, затем – кусочки с газетным текстом и
лишь в последнюю очередь – кусочки газетных
полей.
Не забывайте о том, что шубка должна быть густой,
чтобы согревать овечку холодной зимой.
VI. Итог урока
Учитель оценивает и анализирует
выполнение работы. Дети убирают рабочие места. |