Суббота, 20.04.2024, 00:01                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Контррельеф
18.07.2012, 11:44

Оборудование. Учебник Т.Н. Просняковой "Творческая мастерская", Самара: Корпорация "Федоров"; пластилин, природный материал (веточки ели без хвоинок, ягоды рябины...), лист бумаги для основы.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с видами рельефов и работу с пластилином. Откройте, пожалуйста, учебники на с. 57 и прочитайте тему нашего урока.

Дети открывают учебники.

Дети. Контррельеф.

У. Прочитайте, пожалуйста, что называется контррельефом.

Женя (читает). Контррельефом называют изображение, которое врезано в глубь плоскости ниже ее поверхности. Рисунок в этом случае процарапывают, "выбирают" или продавливают стекой, палочкой и другим инструментом.

У. Спасибо. Скажите, пожалуйста, где вы уже встречались с такой техникой?

Илья. Мы рисовали на пластилине стекой, палочкой, выдавливали отпечатки крышечек.

Леша. Контррельефом еще делают тиснение на фольге, на металле. Это называется "чеканка". Только после чеканки сам рисунок потом рельефным получается.

Больше желающих высказаться нет.

У. При помощи контррельефа на Руси делали пряничные доски. Все вы знаете знаменитые тульские пряники. Пряник известен на Руси с ХVI века. Для формирования лицевой стороны пряников применяли резные доски из наиболее твердых древесных пород: клена, ореха, груши, березы. Изображение создавалось за счет широких и плавных выемок в доске. Глубина выемок была различной, и на прянике получался высокий выпуклый рельеф. Техника пряничной резьбы отличается еще и тем, что все резные грани, даже мельчайшие, имеют только нужный наклон, чтобы пряничное тесто легко вынималось, сохраняя нужную форму. Пряники делались самой разнообразной формы – фигурные, круглые, но чаще всего квадратные или прямоугольные, размером от нескольких сантиметров до метра и более, а вес их иногда измерялся пудами. Все это зависело от назначения пряника. Пряничные доски нередко изготавливали со специальным рисунком по персональному желанию заказчиков. Основные типы резных узоров на пряничных досках сложились, по-видимому, в ХVII веке. Традиционными были образы животных и особенно коня и птицы. Конь являлся символом солнца, птица – символом весны, образом души. На старинных пряничных досках мы видим изображения львов, барсов, петухов, птицы-павы с веерообразно развернутым хвостом, лебедя, часто встречается "птица с оглядкой" (с обращенной назад головой), птица сирин с человеческой головой в короне. Доски, созданные в ХVIII веке, нарядны, окаймлены резной рамой, детали их пластически проработаны. Надписи на пряничных досках позволяют узнать, кому посвящен данный пряник, рекламируют вкусовые качества, указывают место изготовления печатного пряника и пряничной доски. Даже мельчайшие неиспользованные участки вокруг изображения заполнялись дополнительными декоративными прорезками.

Лиза. Еще люди делали контррельефы на драгоценных камнях. Такая резьба называется глиптикой. В Древнем Египте вырезанный из лазурита или сердолика жук скарабей считался символом бессмертия души. На драгоценных камнях гравировались молитвы, заклинания, они играли важную роль в религиозных ритуалах. Печати, вырезанные на камне, в древности заменяли личную подпись. Ранняя форма искусства резьбы по драгоценному камню представлена инталией (резной камень с углубленным изображением). Около 300 года до н.э. появились камеи – резные камни с выпуклым рельефным изображением. Материалом для камей чаще всего служили многослойный оникс или агат, иногда раковины.

У. Спасибо, очень интересно. Посмотрите, пожалуйста, какие отпечатки на пластилине предлагают вам сделать. Оказывается, самые первые подобные изображения сотворила сама природа. Кто из вас знает, как они называются?

Игорь. Это ископаемые остатки, или окаменелости. К ним относятся кости, раковины, древесина, пыльца и споры растений и их отпечатки, оставленные на мягком материале, который потом затвердел. Мягкие ткани сохраняются редко, например в условиях очень холодного климата. Иногда от них остаются тонкая органическая пленка, облекающая костные остатки, или отпечатки. По находкам ископаемых остатков и следов их жизни ученые восстанавливают историю развития растительного и животного мира.

У. Хорошо. Мы с вами сегодня попробуем создать свои "фотографии" растений. Каким требованиям должны соответствовать материалы для отпечатков?

Коля. Эти материалы должны иметь объем, чтобы получился глубокий контррельеф. Ну, если не очень глубокий, то ясный и четкий.

Вера. У этих материалов не должно быть очень мелких деталей, которые не пропечатаются на пластилине.

Больше желающих высказаться нет.

У. Спасибо. Я хочу дополнить ваши ответы. Материалы для отпечатков должны быть достаточно жесткими, потому что в противном случае они не будут вдавливаться в слой пластилина. Какие материалы для отпечатков вы принесли?

Дети принесли различные сухие веточки, плоды липы, ракушки (створки мидий), веточки с ягодами лавровишни и т.п.

– Как вы будете делать отпечатки на пластилине?

Артем. Сначала надо раскатать через бумагу пластину пластилина, а потом прижать к ней свой материал, чтобы он хорошо отпечатался. Мы так в третьем классе делали фактурную поверхность пластилина. Мы тогда делали отпечатки тканью, мятой проволочкой, веревочками...

Вика. Можно еще положить материал на подготовленную пластинку, закрыть сверху бумагой и прикатать. Так не будет видно следов пальцев, а отпечатки будут еще четче.

У. Пожалуйста, выполняйте работу, а мы с вами обсудим, каким образом результаты этой работы можно оформить.

Леша. Можно нарезать пластилиновые полоски и сделать из них рамочку.

Юля. А на этой рамочке тоже можно сделать отпечатки. Например, я сделала на пластинке отпечаток веточки с ягодками, а на рамочке я сделаю отпечатки ягод. Больше предложений нет.

Дети выполняют работу.

У. Закончили? Давайте посмотрим, как выполнена следующая работа.

Кристиан. Здесь сначала раскатали и приготовили два пластилиновых листа разного цвета, потом наложили один лист на другой, обрезали ровно края. Дальше нарисовали контур ящерицы. Можно, конечно, не только ящерицу рисовать, а любой рисунок, у которого можно легко нарисовать и вырезать силуэт.

Женя. Да, потом надо аккуратно вырезать этот силуэт стекой так, чтобы снять только верхний слой пластилина. Получится, что внутри фигура будет другого цвета.

У. Хорошо, а почему мы используем два отдельных листа пластилина, а не намазываем один цвет на другой?

Даша. Если мы будем намазывать, то цвета смешаются, и контур не получится четким.

У. Обратите внимание на то, что сначала мы намечаем эскиз слабыми линиями, а потом прорезаем стекой верхний слой пластилина, отделяя его от нижнего. Для того чтобы аккуратно обровнять все края, нужно взять стеку с острым концом или заострить стеку при помощи ножниц, как это показано у вас на рисунке. Будьте осторожны! Обрезки могут отскочить при работе с ножницами и поранить вас. Пожалуйста, можно приступать к работе.

Дети выполняют задание. Некоторые все-таки прижали друг к другу оба листа пластилина, поэтому верхний слой отделяется с трудом.

У. Рассмотрите, пожалуйста, нижний рисунок. Как в нем соединились две техники, с которыми мы с вами сегодня познакомились?

Вадик. Здесь вырезан контур листка из верхнего слоя пластилина, а потом на этом контррельефе листика сделали отпечатки так, чтобы получились прожилки.

У. Спасибо. Чем можно нанести такие отпечатки?

Илья. Можно тонкими веточками.

Вика. А можно взять настоящий листик клена или ликвидамбра. Сначала можно обвести его контур на пластилине, вырезать по контуру, а потом сделать отпечатки его прожилок. С обратной стороны листика они как раз выпуклые, хорошо отпечатаются.

У. Хорошо. Что еще нужно учесть при выполнении этой работы?

Максим. Здесь нижний слой пластилина не одного цвета, а смешанный. Надо смешать желтый, красный и коричневый пластилин так, чтобы получились разводы, а потом его раскатать, потому что осенние листья сочетают в себе несколько цветов. Тогда все получится как в природе.

У. Хорошо. Сегодня мы с вами познакомились с двумя техниками изображения контррельефа. Как бы вы назвали первый прием?

Артем. Отпечатанный, потому что мы делали отпечатки.

Игорь. Я бы его назвал негативом, потому что он похож на негатив фотографии. Получается, что все выпуклые части растений оказываются вдавленными.

У. Хорошо, а как бы вы назвали второй прием?

Женя. Это инталия. Так вырезали изображение на многослойных камнях. А вот там, где приемы объединились, получилось красивее всего. Я бы сказала, что это инталия, передающая фактуру изображения. Кстати, если на внутренней части ящерицы сделать отпечатки веревочки или мешковины, то получится, что у нее есть чешуя.

У. Замечательная идея.

Больше желающих высказаться нет.

– Вы сегодня замечательно поработали. Пожалуйста, несите готовые изделия на выставку. А на следующем уроке мы с вами познакомимся с техникой сграффито. Пожалуйста, подготовьтесь работать на с. 58. Урок закончен.

Категория: ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 3490 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru