Цели. Помочь детям вспомнить и
закрепить знание биографии и творчества
А.С. Пушкина, в игровой форме найти применение
некоторым наработанным логико-математическим
понятиям, знанию русского языка, географии,
литературы, воспитывая тем самым у учащихся
любовь к творчеству поэта.
Оборудование. Портрет
А.С. Пушкина; карточки с текстами из
произведений; рисунки к сказкам А.С. Пушкина;
карта России; географические атласы; стихи на
классной доске:
Все в нем Россия обрела –
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, –
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце...
Строчка – ода.
Как ярко белый свет горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
(Н. Доризо)
ХОД ИГРЫ
Учитель. Я рада приветствовать всех
присутствующих на нашей игре, тема которой –
«Все о Пушкине». Все вопросы будут так или иначе
связаны с биографией и творчеством поэта.
Позвольте представить членов жюри и участников
игры.
Класс делится на 4 команды. Каждая
команда получает путевой лист, в котором
отражаются результаты игры.
Этап 1. Словесность
Задание. Прочитайте строки,
записанные на вашей карточке, и скажите, из
какого они произведения. Расставьте запятые,
дайте характеристику предложения, сделайте его
разбор.
Карточка 1
Бедненький бес
Под кобылу подлез
Понатужился
Понапружился
Приподнял кобылу два шага шагнул
На третьем упал ножки протянул.
Ответы игроков команды 1
Дети. Это строки из «Сказки о попе и о
работнике его Балде».
Запятые ставятся между однородными членами, в
конце предложения – точка.
Предложение повествовательное,
невосклицательное, простое, осложненное
однородными сказуемыми.
Основа: бес – подлежащее, выраженное
существительным; подлез, понатужился,
понапружился, приподнял, шагнул, упал, протянул –
однородные сказуемые, выраженные глаголами; бес
(какой?) бедненький – согласованное
определение, выраженное прилагательным; полез (куда?)
под кобылу – обстоятельство места,
выраженное существительным с предлогом; приподнял
(кого?) кобылу – дополнение,
выраженное существительным; шагнул (сколько?)
два шага – обстоятельство степени,
выраженное числительным и существительным; упал
(когда?) на третьем – обстоятельство
времени, выраженное числительным; протянул (что?)
ножки – дополнение, выраженное
существительным.
Карточка 2
Под окном Гвидон сидит
Молча на море глядит
Не шумит оно не плещет
Лишь едва-едва трепещет.
Ответы игроков команды 2
Д. Это строки из «Сказки о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди».
Запятые ставятся между однородными членами,
запятая между двумя частями сложного
предложения, в конце предложения – точка.
Предложение повествовательное,
невосклицательное, сложносочиненное,
осложненное однородными сказуемыми.
Основа первой части: Гвидон – подлежащее,
выраженное собственным именем существительным; сидит,
глядит – однородные сказуемые, выраженные
глаголами; сидит (где?) под окном – обстоятельство
места, выраженное существительным с предлогом, глядит
(как?) молча – обстоятельство образа
действия, выраженное наречием; глядит (куда?)
на море – обстоятельство места, выраженное
существительным с предлогом.
Основа второй части: оно – подлежащее,
выраженное местоимением; не шумит, не плещет,
трепещет – однородные сказуемые, выраженные
глаголами; трепещет (как?) лишь едва-едва
– обстоятельство образа действия, выраженное
наречиями.
Карточка 3
Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ответы игроков команды 3
Д. Это строки из «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях».
Запятые ставятся между однородными членами,
между двумя частями сложного предложения, точка
– в конце предложения.
Предложение повествовательное,
невосклицательное, сложносочиненное,
осложненное однородными сказуемыми.
Основа первой части: царь – подлежащее,
выраженное существительным; простился,
снарядился – однородные сказуемые, выраженные
глаголами; простился (с кем?) с царицею –
дополнение, выраженное существительным с
предлогом; снарядился (куда?) в
путь-дорогу – обстоятельство места,
выраженное существительными с предлогом.
Основа второй части: царица – подлежащее,
выраженное существительным; села ждать – сказуемое,
выраженное глаголами; села ждать (где?) у
окна – обстоятельство места, выраженное
существительным с предлогом; села ждать (кого?)
его – дополнение, выраженное местоимением;
села ждать (как?) одна – обстоятельство
образа действия, выраженное числительным.
Карточка 4
Как царица отпрыгнет
Да как ручку замахнет
Да по зеркальцу как хлопнет
Каблучком-то как притопнет!
Ответы игроков команды 4
Д. Это строчки из «Сказки о
мертвой царевне и о семи богатырях».
Запятые ставятся между однородными членами,
восклицательный знак – в конце предложения.
Предложение повествовательное, восклицательное,
простое, осложнено однородными сказуемыми.
Основа: царица – подлежащее, выраженное
существительным; отпрыгнет, замахнет, хлопнет,
притопнет – однородные сказуемые, выраженные
глаголами; замахнет (что?) ручку – дополнение,
выраженное существительным; хлопнет (по
чему?) по зеркальцу – дополнение,
выраженное существительным с предлогом; притопнет
(чем?) каблучком – дополнение,
выраженное существительным.
Примечание. Каждая команда делает
разбор одного предложения.
Этап 2. Математика
Каждой команде предлагается решить
по три задачи. Учитываются время, затраченное на
выполнение задания, и правильность решения.
Команда 1. Задача 1. Балда играл с
бесенятами в салки. Догонит ли бесенок через 7 мин
Балду, если сейчас между ними 150 м, скорость
бесенка 80 м/мин, а скорость Балды 60 м/мин?
Варианты решения
Способ 1
1) 60 х 7 = 420 (м) – пробежит Балда.
2) 80 х 7 = 560 (м) – пробежит бесенок.
3) 560 – 420 = 140 (м) – не догонит, так как 140 м < 150 м.
Способ 2
1) 80 – 60 = 20 (м/мин) – скорость сближения.
2) 20 х 7 = 140 (м) – не догонит, так как 140 м < 150 м.
Задача 2. Трижды закидывал
старик в море невод и выловил тину, траву морскую
и Золотую рыбку. Масса всего улова 150 кг, масса
Золотой рыбки 2/75 массы улова, а масса тины равна
массе морской травы. Какова масса травы морской в
улове старика?
Решение:
1) 150 : 75 х 2 = 4 (кг) – масса Золотой рыбки.
2) 150 – 4 = 146 (кг) – масса тины и травы.
3) 146 : 2 = 73 (кг) – масса морской травы.
Задача 3. Чтобы построить
неугомонной старухе царский дворец, Золотая
рыбка наняла бригаду монтажников и бригаду
отделочников – всего 72 человека. Сколько человек
в каждой бригаде, если отделочников на 14 человек
больше, чем монтажников?
Решение:
1) 72 – 14 = 58 (ч.) – монтажников и
отделочников поровну.
2) 58 : 2 = 29 (ч.) – монтажников.
3) 29 + 14 = 43 (ч.) – отделочников.
Команда 2. Задача 1. Царь
Додон воевал со своими соседями. Из главных ворот
столицы выехали к южным и восточным границам
царства два конных отряда. До привала один отряд
был в пути 4 ч, а другой 6 ч, причем второй
отряд проехал на 24 км больше, чем первый. Какое
расстояние преодолел каждый отряд, если они
двигались с одинаковой скоростью?
Решение:
1) 6 – 4 = 2 (ч) – больше был в пути второй
отряд.
2) 24 : 2 = 12 (км/ч) – скорость отряда.
3) 12 х 4 = 48 (км) – проехал второй отряд.
4) 12 х 6 = 72 (км) или 48 + 24 = 72 (км) – проехал первый
отряд.
Задача 2. Волшебный сад
колдуна Черномора имеет форму прямоугольника.
Сад окружает кованая ограда длиной 28 000 м.
Ширина сада 6000 м. Найди длину волшебного сада
Черномора.
Решение:
1000 м = 1 км, 6000 м = 6 км, 28 000 м =
28 км.
1) 6 х 2 = 12 (км) – две ширины.
2) 28 – 12 = 16 (км) – две длины.
3) 16 : 2 = 8 (км) – длина сада.
Задача 3. На свадьбе Руслана
и Людмилы играли 157 музыкантов из 2-х оркестров,
причем в одном оркестре на 17 музыкантов больше,
чем в другом. Сколько музыкантов в каждом
оркестре?
Решение:
1) 157 – 17 = 140 (м.) – в двух оркестрах
поровну.
2) 140 : 2 = 70 (м.) – во втором оркестре.
3) 70 + 17 = 87 (м.) – в первом оркестре.
Команда 3. Задача 1. Сивка-Бурка
может проскакать 240 верст за 3 ч, а конь
золотогривый – за 4 ч. Сколько времени
потребуется королевичу Елисею, чтобы добраться
до мертвой царевны на Сивке-Бурке, а вернуться на
коне золотогривом, если расстояние до мертвой
царевны 720 верст?
Решение:
1) 240 : 3 = 80 (в/ч) – скорость Сивки-Бурки.
2) 240 : 4 = 60 (в/ч) – скорость коня золотогривого.
3) 720 : 60 = 12 (ч) – в одну сторону.
4) 720 : 80 = 9 (ч) – обратно.
5) 12 + 9 = 21 (ч) – на всю дорогу.
Задача 2. За всю свою долгую
жизнь Золотая рыбка была поймана 1936 рыбаками.
Испугались говорящей рыбки и выбросили ее
обратно в море 3/8 всех рыбаков. 1/5 оставшихся не
поверили, что рыбка волшебная, зато все остальные
воспользовались ее услугами. Скольких рыбаков
осчастливила Золотая рыбка?
Решение:
1) 1936 : 8 х 3 = 726 (р.) – испугались.
2) 1936 – 726 = 1210 (р.) – оставшиеся.
3) 1210 : 5 = 242 (р.) – не поверили рыбке.
4) 242 + 726 = 968 (р.) – испугались и не поверили рыбке.
5) 1936 – 968 = 968 (р.) – осчастливила Золотая рыбка.
Задача 3. Балда испек пироги
для попа и его домочадцев. Всего 185 пирогов. Поп
съел на 25 пирогов больше, чем его домочадцы.
Сколько пирогов досталось попу, а сколько его
семье?
Решение:
1) 185 – 25 = 160 (п.) – поп и семья съели
поровну.
2) 160 : 2 = 80 (п.) – досталось семье.
3) 80 + 25 = 105 (п.) – досталось попу.
Команда 4. Задача 1.
Чтобы встретиться, Людмиле и Руслану надо
преодолеть расстояние в 4 км. Через какое время
произойдет их встреча, если вышли они
одновременно, Людмила шла со скоростью 50 м/мин, а
Руслан бежал навстречу со скоростью 200 м/мин?
Решение:
4 км = 4000 м.
1) 200 + 50 = 250 (м/мин) – скорость сближения.
2) 4000 : 250 = 16 (мин) – произойдет встреча.
Задача 2. Колдун Черномор 3
дня летал в поднебесье, пытаясь скинуть Руслана
со своей бороды. Всего за это время он пролетел
701 000 км: в первый и во второй дни 354 000
км, а во второй и в третий дни 465 000 км.
Сколько километров пролетел Черномор в каждый из
трех дней?
Решение:
1) 701 000 – 354 000 = 3 47 000 (км) – в третий день.
2) 465 000 – 347 000 = 118 000 (км) – во второй день.
3) 354 000 – 118 000 = 236 000 (км) – в первый день.
Задача 3. Если самое большое
трехзначное число уменьшить на самое большое
двузначное число, полученный результат
разделить на 4, а затем вычесть 25, то получится
возраст мудреца звездочета.
Решение:
1) 999 – 99 = 900.
2) 900 : 4 = 225.
3) 225 – 25 = 200 (л.).
Этап 3. Художественно-развлекательный
С завязанными глазами участники
команд должны изобразить на доске по одному
герою из сказок А.С. Пушкина.
Команда 1. Золотая рыбку из «Сказки
о рыбаке и рыбке».
Команда 2. Петушок из «Сказки о
золотом петушке».
Команда 3. Белка из «Сказки о царе
Салтане».
Команда 4. Царевну Лебедь из
«Сказки о царе Салтане».
Этап 4. География – Москвоведение
Задание 1. Каждой команде
предлагаются отрывки из стихотворений
А.С. Пушкина, в которых упомянуты
географические названия. Нужно найти эти места и
показать их на карте.
Задание 2. Прочесть отрывок из
любого стихотворения, в котором упоминается
Москва.
Команда 1.
Он едет к берегам иным,
Он прибыл из Тамани в Крым.
Он зрит поэту край священный.
(«Евгений Онегин»)
Д.
В изгнанье, в горести, в разлуке,
Москва! Как я любил тебя,
Святая Родина моя.
(«Евгений Онегин»)
Команда 2.
О скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,
Ты молоток возьмешь во длань
И воззовешь: «Свобода!»
Хвалю тебя, о верный брат!
О каменщик почтенный!
О Кишинев! О темный град!
Ликуй, им просвещенный!
(«Генералу Пущину»)
Д.
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горестей и бед.
(«Воспоминания о Царском Селе»)
Команда 3.
Но поздно... Тихо спит Одесса,
И бездыханна, и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-легкая завеса
Объемлет небо. Все молчит.
Лишь море Черное шумит...
Итак, я жил тогда в Одессе.
(«Евгений Онегин»)
Д.
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
(«Евгений Онегин»)
Команда 4.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний.
(«Не пой, красавица при мне...»)
Д.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(«Евгений Онегин»)
У. Итак, пока наше жюри подводит
итоги, давайте послушаем стихи Пушкина.
Дети читают наизусть любимые
стихотворения. Подведение итогов, награждение
победителей. |