Праздник можно проводить в каникулярное время, перед праздничной дискотекой, на летней площадке.
Цели: вызвать у учащихся интерес к чтению, вспомнить прочитанные книги.
Время проведения: каникулярное, праздничное.
Праздник может проводить классный руководитель, вожатый, библиотекарь.
Праздник рассчитан на учащихся начальной школы.
Форма: сценарий-игра.
План подготовки.
1. Распределение ролей.
2. Подготовка костюмов.
3. Подготовка музыкального оформления.
4. Подготовка реквизита:
Действующие лица: царевна Несмеяна, царь Горох, Баба-яга, Емеля, Дети.
Костюм царевны Несмеяны.
Это известный персонаж русских народных сказок, должна быть одета в
костюм, стилизованный под русский народный девичий костюм. Белая блузка с
длинным рукавом, рукава на запястьях собраны на резинку. Сверху длинный
сарафан, украшенный спереди длинной атласной лентой. В качестве
украшения можно взять несколько ниток бус. Головной убор – корона в
форме треугольника. Вырезанный из плотного картона каркас можно обтянуть
атласной тканью и расшить бисером, можно наклеить стразы и разноцветные
бисерины прямо на картон, выкрашенной серебристой или золотой краской.
Царь Горох. Длинная рубаха, из
яркого атласа, подпоясанная кушаком с кистями. На плечи накинута мантия
(можно из золотистого атласа или однотонная ткань с нашитыми на нее
кусочками меха – «горностая»).
Головной убор – корона из картона (можно выкрасть в золотой цвет или оклеить фольгой). Можно приклеить или привязать бороду.
Костюм Бабы-яги состоит из
разноцветных лохмотьев, длинной юбки с цветными заплатками, разрезанной
на широкие лоскуты по краю. Поверх любой кофты можно надеть душегрейку,
однотонный стеганый жилет. Головной убор – платок, повязанный в виде
банданы. Можно использовать пластиковую маску с крючковатым носом.
Костюм Емели. Длинная рубаха,
однотонного цвета, подпоясанная кушаком с кистями. Головной убор –
высокая шапка с кругленным верхом и отворотом. Впереди отворота нужно
отогнуть.
Оборудование: для игры «Распутай
сказочную путаницу» набор предметов из детских игрушек, подходящий к
различным сказкам. Башмачок Золушки (кукольный башмачок). Если вы не
можете найти подходящий предмет, можно нарисовать, или вырезать из
картона. Реквизит подбирается согласно выбранным вами сказкам.
Дерево с яблоками. Яблоки могут быть картонными, могут быть настоящими.
Магнитофон с магнитофонной записью волшебных слов.
Лист ватмана с фразами-перевертышами.
Яблоки – жетоны из картона (желтые, красные, зеленые), для деления на команды.
Царь Горох. Здравствуйте, ребята!
Дети отвечают на приветствие.
Царь Горох. Я – Царь Горох, царь
сказочного царства. Самый несчастнейший из царей. Все у меня есть – и
дворец новый, и сокровищница полным-полна богатств всяких, и
дочка-красавица. Одно у меня горе-горькое, все сказочные персонажи в
моем царстве перепутались, дочка моя из царевны Смеяны превратилась в
царевну Несмеяну. Наложила на нее Баба-яга страшное колдовство – отняла у
нее память и смех. Ничего моя дочка про сказки не помнит. Каких только
врачей и чародеев я не приглашал, каких только гостей заморских, чтобы
они развеселили мою дочку и вернули ей память. Ничего не помогло.
Емеля. Здравствуй, царь Горох, принесла сорока на хвосте, что у тебя беда приключилась, решил я тебе помочь.
Царь Горох. Ты кто такой?
Емеля. Ну, про меня каждый ребенок
знает. Давай спросим у ребят. Даю подсказку. Я из одной замечательной
русской народной сказки. Езжу на необычном транспортном средстве,
понимаю слова рыб, знаю одно волшебное слово и уже успел рассмешить одну
царевну Несмеяну. Рассмешу и вашу. Что, ребята, угадали, как мен зовут?
Дети. Емеля из сказки «По щучьему велению»!
Емеля. Молодцы! Может, вспомните, на чем я ездил и какие волшебные слова знаю?
Дети. На печи! «По щучьему велению, по моему хотению».
Царь Горох. Может быть, ты и сможешь мне помочь, позову я Несмеяну, она подскажет тебе что делать. Дочка, дочка, выйди к нам.
Появляется царевна Несмеяна. Звал меня, батюшка?
Царь Горох. Звал, звал. Вот, пришел Емеля, хочет нам помочь, обещает сказки все вернуть и тебя расколдовать.
Царевна Несмеяна(громко рыдая).
А-ааааа, батюшка, опять ты меня дразнишь. Знаешь, что мне никто не
поможет. Заколдовала все сказки Баба-яга, спрятала их на волшебном
дереве за семью морями, за семью долами. Превратила их в волшебные
яблоки на волшебном дереве. Стоит мне эти яблоки сорвать и съесть, я
сразу все сказки вспомню и смеяться научусь. Только достать эти я блоки
может тот, кто сказок много знает, книжек много прочитал. А-ааааа!
Царь Горох. Емеля, ты сказок много знаешь?
Емеля. Сказок? Да кроме своей ни одной не знаю, я и читать по слогам умею еле-еле. Зато я знаю, кто нам поможет.
Царевна Несмеяна. А-ааа, кто нам
поможет, никто нам не поможет. Царь Горох старый, все сказки забыл, меня
заколдовали, а ты ни одной сказки не знаешь.
Емеля. Ребята, вы много сказок знаете, много книжек прочитали?
Дети. Много, много!
Емеля. Помочь хотите?
Дети. Хотим!
Емеля. Вот и замечательно, а я
сейчас узнаю, как нам до того волшебного дерева добраться. По щучьему
велению, по моему хотению, укажи нам, щука, дорогу к сказочному дереву.
Учитель включает магнитофонную запись:
«Чтоб до яблони добраться и царевне смех вернуть,
нужно много постараться, свиток с картой
отыскать, все загадки разгадать, на вопросы отвечать, ну а после,
отдохнуть, сказки все домой вернуть».
Емеля. Спасибо тебе, щука, сейчас мы с ребятами найдем волшебную карту.
Царевна Несмеяна. Ребята, я помню,
что карта спрятана где-то здесь, но Баба-яга заколдовала меня, я могу
вам помочь только двумя словами «горячо-холодно».
Емеля. Тот сможет карту отыскать,
кто загадку разгадает: как называется сказка, в которой у девочки были
волшебные башмачки, говорящий щенок, необыкновенные друзья, и шли они в
один город к одному великому волшебнику?
Дети. «Волшебник изумрудного города».
Автор этой книги «А. Волков». Девочку звали Элли, щенка Тотошкой
Проводиться игра «Горячо-холодно». Дети
все вместе (3—5 человек) отыскивают волшебный свиток. Царевна Несмеяна
помогает им в игре.
Царевна Несмеяна. Нашли, нашли, скорее читайте.
В свитке следующий текст:
«Волшебное слово перенесет тебя в заколдованный сад. Нужно вспомнить все
сказки, в которых идет речь о волшебных яблонях, необыкновенных цветах
или чудесных ягодах».
Дети начинают вспоминать такие сказки
(учитель или сказочные персонажи могут задавать наводящие вопросы).
Примеры: «Аленький цветочек», «Молодильные яблочки», «Иван-царевич и
Серый Волк».
Царь Горох. Вот какие молодцы,
теперь я спокоен, эти ребята спасут мое царство и вернут смех моей
дочери, пойду поцарствую, государственные дела порешаю, а вам детки
счастливого пути.
Емеля. Ребята, крепко-крепко закройте глаза и три раза хлопнете в ладоши, а когда глаза откроете, окажетесь в заколдованном саду.
Учитель включает магнитофонную запись
какой-нибудь громкой сказочной музыки. Дети закрывают глаза и хлопают в
ладоши. Пока у детей закрыты глаза ассистенты в центре класса или зала
устанавливают декорацию дерева с нарисованными (можно привязать
настоящие) яблоками. Возле дерева со шваброй (метлой) стоит Баба-яга.
Царевна Несмеяна. Ребята, мы с вами оказались у заколдованного сказочного дерева. А вон и обидчица моя стоит, Баба-яга.
Баба-яга. Здравствуйте, гости
дорогие. Чую-чую, русским духом пахнет. Знаю-знаю, за сказками
пожаловали, вызволить их хотите. Да только ничего у вас не получиться.
Многие старались, но никто не смог выполнить все сказочные задания.
Наверное, мало сказок читали. Кто на мои вопросы не ответить, того я
съем. Надеюсь, что среди вас много лоботрясов и двоечников. Очень они
вкусненькие, те, кто сказок не знают, читать не любят.
Емеля. Ты нас, старая, не пугай, быстро свои задания объявляй.
Баба-яга. Сейчас, сейчас, я вам
очень трудное задание дам. Разбейтесь на три команды и выберите одного
водящего. (Баба-яга отводит в сторону выбранного.) Стой здесь, не
выполнишь это первое задание, я тебя съем. Выполнишь, отдам первое
сказочное яблочко.
Дети разбиваются на три команды. (Лучше
разделить детей до начала праздника. Разделить ребят можно с помощью
жеребьевки. Раздать перед игрой яблоки, вырезанные из картона, трех
цветов: желтые, красные, зеленые. Яблок разных цветов должно быть
примерно равное количество. Детям предлагаются на выбор яблоки любого
цвета. Теперь те, у кого яблоки одного цвета, составляют одну команду.)
Баба-яга. Сейчас я скажу каждой
команде свой слог, потом по моей команде вы должны все вместе,
одновременно выкрикнуть свой слог, а ты, милок, (обращается к водящему)
должен отгадать, что это за слово такое, волшебное, к какой сказке оно
относится? Ступай-ка подальше, да не подслушивай, а то уши оборву.
Баба-яга первой команде называет первый слог «Ар», второй – «те», третьей – «мон»
Дети хором выкрикивают «Ар-те-мон»,
Затем Баба-яга повторяет задание,
произнося «Маль-ви-на», дети снова хором произносят свои слоги. Третий
раз Баба-яга произносит слово по слогам: «Ду-ре-мар».
Баба-яга. Ну что, вкусненький мой,
упитанненький мой, догадался о какой сказке идет речь, или мне идти
топить печь? (Если ребенок затрудняется ответить, ему на помощь могут
прийти другие дети.)
Дети. «Буратино или Золотой ключик»!
Баба-яга(расстроено). Ой, как обидно, все-то они знают, может быть, вы и автора этой книжки знаете?
Дети. Алексей Толстой.
Баба-яга(снимает первое яблоко с дерева). Вот вам первое яблоко, первая сказка.
Царевна Несмеяна. Ой, я вспомнила эту сказку.
(В этот момент можно включить магнитофонную запись музыки из кинофильма «Приключения Буратино или Золотой ключик».)
Емеля. Это, ребята, только начало, нам с вами нужно еще и другие сказки расколдовать.
А пока отдохнем и поиграем в ПАЛИНДРОМЫ.
Царевна Несмеяна. Что такое палиндром? Бедная я бедная, заколдовали меня и ничего-то я не понмю-уууууу, аааааааа!
Емеля. Не плачь царевна, это очень
просто. Палиндром – перевертыш, слово или фраза, которые читаются
совершенно одинаково с начала и конца. В сказке «Приключения Буратино»
Мальвина заставляла писать Буратино такую фразу. Ребята, может быть,
кто-нибудь вспомнит?
Дети. «А роза упала на лапу Азора».
Емеля. Молодцы, вот вам еще один
пример. (Емеля разворачивает ватманский лист с надписью палиндромов
«Коту тащат уток», «Кит на море романтик».) Прочитайте и поймете, что от
вас потребуется. Вот вам по листку бумаги, ручка, у вас три команды. Я
даю вам подсказку. Первое слово – жили на Дону, в Запорожской Сечи, им
был Тарас Бульба, у них огромные широкие штаны и длинный чуб. Писатель
Гоголь очень часто рассказывал в своих книжках о них (КАЗАК). Второе
слово, так называться деньги, богатства, которые получают бизнесмены
(ДОХОД). Этот звук раздается, когда слоны идут на водопой или ребята
бегут в столовую (ТОПОТ). Домик, сделанный из веток в лесу или саду
(ШАЛАШ). Теперь покажите Несмеяне, что у вас получилось, и мы узнаем,
кто победил.
Дети отдают листочки со своими записями, подводятся итоги, выявляется победитель.
Баба-яга. Ишь ты, умненькие какие,
разумненькие, упитанненькие, воспитанненькие. Все равно я вас съем,
ничего у вас не получиться, то было самое легкое задание, дальше я вам
устрою испытания потруднее. Я тоже палиндром знаю, да не простой, а
сказочный. Герой многих сказок – солдат, человек бывалый, умный.
Вспомните хоть одну сказку, где герой – солдат.
Дети. «Каша из топора», «Огниво».
Баба-яга. Молодцы. Отгадаете мою сказку, получите еще одно сказочное яблочко, расколдую эту сказку Г. Х. Андерсена.
Отгадайте загадку, которую задает старик солдату.
«В некотором царстве, в некотором
государстве, возвращался солдат со службы царской. Шел, он шел, и на
опушке леса, на пеньке увидел старого-престарого деда.
– Как звать тебя, старче?
А дед в ответ:
– Зовут меня так, что хоть с права налево читай, хоть слева на право – все едино.
А где же ты живешь, старче? – снова спрашивает служивый
– А живу я в доме, который хоть с права на лево читай, хоть с лева на право – все едино!
Тут солдат у него спрашивает:
– Ну, а садик-огородик у тебя есть?
Старик ему отвечает:
– Нет, только перед окном у меня такое растение растет, что хоть справа налево читай, хоть слева направо читай – все едино.
Улыбнулся солдат и говорит.
– Ты, вроде как, из наших, из служивых. За словом в карман не полезешь. На войне, отец, бывать доводилось?
– А как же, бывал, – отвечает старик. – И был тем, что хоть справа налево, хоть слева направо читай – все едино.
Улыбнулся солдат, угостил старика крепким
табачком и пошел своей дорогой. А вы догадались, как старика звали, где
жил, кем служил?
Дети. Звали его – Тит, жил он в ШАЛАШЕ, перед окном у него рос БОБ и служил он в казачьих войсках, был КАЗАКОМ.
Баба-яга срывает новое яблоко и отдает детям.
Царевна Несмеяна. Вспоминаю,
вспоминаю эту сказку. Там солдат у ведьмы огниво отобрал и в конце
концов на принцессе женился. Очень хорошая сказка. Скорее выполняйте
другие задания и верните все сказки в царство моего отца.
Баба-яга. Скорее? Ничего у вас не
получиться скорее. Сейчас я загадаю вам загадки, по отгадкам вы должны
угадать о какой сказке идет речь. Слушайте внимательно. Под землей, он
роет норку, на земле растит он горку. Солнце сияет, всем радости
прибавляет, а его пугает. Кто это?
Дети. Крот.
Баба-яга. Правильно, теперь
слушайте другую загадку. Острый хвостик, черный фрак. Маленькая птичка,
под крышей гнездо вьет, только песен не поет.
Дети. Ласточка.
Баба-яга. Ладно, ладно. Вот вам другая загадка. Маленький зверек, длинный хвосток, серая шубка, остренькие зубки.
Дети. Мышь!
Царевна Несмеяна. Ой, кажется, я
вспоминаю эту сказку. На языке вертится. Ребята, помогите мне вспомнить,
героями какой сказки были Мышь, Ласточка и Крот?
Дети. «Дюймовочка»!
Баба-яга. Может быть, вы и автора этой сказки знаете?
Дети. Андерсен.
Баба-яга (снимает с дерева яблоко и подает детям).
Вот вам разгадка еще одной сказки, но предупреждаю, что остальные
сказки-загадки вам не по зубам. Посмотрим, как вы знаете стихи детских
писателей. Вон видите, яблочко висит, это сказки и стихи детских
писателей. Каких детских писателей и поэтов вы знаете,
Дети. Маршак, Чуковский, Агния Барто.
Баба-яга. Вот вам задание, для знатоков стихов Маршака. Продолжите или вставьте недостающие слова. Их можно произносить хором.
Эй, не стойте слишком близко – Я .............., а не киска. (Тигренок.)
Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину,
................, картонку и маленькую собачонку. (Корзинку.)
Баба-яга. Вы пока тут отдохните, поозорничайте, а я придумаю вам новое испытание.
Пока Баба-яга отдыхает, Несмеяна и Емеля
проводят игру с ребятами. От каждой команды нужно по три человека.
Задание – без слов, с помощью жестов показать название своей сказки.
Каждая команда вытягивает листок с названием своей сказки. Детям дается 5
минут на подготовку пантомимы. Первая команда показывает свое название
второй команде, вторая – третьей, третья – первой. Отгадавшая команда
выигрывает. Сказки могут быть любыми: «Гадкий утенок», «Красная
шапочка», «Три толстяка».
Баба-яга. Так-так, осталось у вас
еще два испытания. Отгадаете, расколдуете Несмеяну, вспомнит она все
сказки. Это задание посложнее. Вспомните, кто автор сказок «Сказка о
рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике
его Балде».
Дети. А. С. Пушкин.
Баба-яга. Вот вам сказочная викторина. Ответите на все вопросы, сказки Пушкина вернуться в царство царя Гороха.
1. «Три девицы, под окном пряли пряжу вечерком...», из трех девиц одна стала царицей, другая ткачихой, а третья?
2. Молва о каких чудесах привела царя Салтана, сватью бабу Бабариху и сестер царицы?
3. Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря?
4. Что хотела получить старуха от золотой рыбки?
5. Кто помог Елисею разыскать его невесту?
Ответы на сказочную викторину.
1. Повариха.
2. О чудном острове, о хрустальном доме с белочкой, о 33 богатырях и дядьке их Черноморе, царевне Лебедь.
3. 30 лет и 3 года.
4. Новое корыто, шубу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.
5. Ветер.
Баба-яга. Ну, последнее испытание,
самое трудное. Внучок мой, Лешачок, баловник, озорник, перепутал все
сказки, все сказочные предметы перепутались. Вон на столе лежать. Не
знаю куда девать, то ли в мусор выбросить, то ли по ветру развеять.
Разберетесь, ваша взяла. Все сказки расколдую. От каждой команды вон к
тому столу по два человека приглашаю. Каждая команда должна выбрать
несколько сказок, название которых вы знаете, предметы должны быть
сгруппированы по сказкам.
На
столе следующие предметы или их изображения: веретено, корзинка с
пирожками и горшочек с маслом, пара сапог, мешок и шляпа; одна
хрустальные туфельки; связка ключей и синий волосок; разбитое корыто;
невод; золотой ключик; банка с пиявками; стрела; яблочко наливное;
корзина подснежников; огниво; горошина.. Дети должны, выбрать их и
сказать, из каких сказок, каким сказочным персонажам могли принадлежать.
Примерный подбор сказок и объяснений.
1. «Спящая красавица», веретено могло принадлежать ведьме или принцессе.
2. «Красная шапочка», вещи девочка несла бабушке.
3. «Кот в сапогах», вещи кота.
4. «Золушка», туфелька
5. «Синяя борода».
6. «Сказка о рыбаке и рыбке», корыто принадлежит старухе, невод старика.
7. «Приключения Буратино». Колпачок, 3 монетки
8. «Царевна-лягушка», стрела одного из братьев.
9. «Белоснежка и семь гномов» или «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», этим яблочком были отравлены героини.
10. «Двенадцать месяцев», фиалки и колечко
11. «Оле-Лукойе», это зонтики-сны, которые раскрывает старичок Оле перед детьми.
12. «Принцесса на горошине», под перинку кандидаткам в настоящие принцессы подкладывали этот предмет.
Баба-яга(после подведения итогов).
Ну что, молодцы, все мои задания выполнили, все сказки на место
вернули. Расколдую я за это вашу Несмеяну, верну все сказки царю Гороху.
(Баба-яга делает пассы руками, говорит волшебное заклинание.)
Емеля. Царевна улыбнись, в Смеяну превратись.
Несмеяна пытается улыбнуться, вместо этого у нее получается, плачь.
Емеля. Кажется, я знаю, что нам
делать. Спросим у моей щуки-волшебницы. Пор щучьему велению, по моему
хотению, подскажи нам, Баба Яга, как Несмеяну рассмешить.
Баба-яга. Чтоб царевна рассмеялась,
расскажите анекдот, рожицу состройте, прыгайте, как бегемот, или что-то
спойте. Что хотите совершите, но царевну веселите.
От каждой команды выбирается по одному
человеку, и они все вместе пытаются рассмешить Несмеяну. Царевна
смеется, появляется царь Горох.
Царь Горох. Ой, Емеля, молодец, дарю тебе свой дворец и руку царевны Смеяны придачу.
Емеля. Спасибо, царь, только без ребят я ничего бы не сделал.
Царь Горох. Вот молодцы, не даром
говорят: «Ученье свет, а не ученье – тьма». Кто много читает, тот много
знает. Приглашаю вас, ребята, ко мне во дворец на пир горой. И тебя,
старая, прощаю (обращается к Бабе Яге), в гости приглашаю.
Дети и сказочные персонажи отправляются на чаепитие. |