В классе сидят гости - бабушки. Дети под музыку входят. Ученик 1 Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро! — солнцу и птицам. Доброе утро! — улыбчивым лицам. И каждый становится - Добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера! Ученик 2 Хочу я по всей прокатиться планете, Разведать, что делают дети на свете! Ученик 3 Кто поправляет на них одеяльце, Кто им лекарство с вареньем дает? Кто пригрозит им рукой, если пальцы Вдруг по привычке возьмут они в рот? Ученик 4 Кто говорит им: «Какой ты лохматый!» — Гребнем пытаясь пригладить вихор? Кто терпеливо им ставит заплаты, Если порвутся штаны о забор? Ученик 5 Кто варежки пестрые вяжет, Старинные песни поет? Кто сказку такую расскажет, Что снится всю ночь напролет? Ученик 6 Чьи волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и жалею, О ком сочиняю стихи? Ученики (хором). Бабушка.
Ученики открывают празднично оформленную доску. Подносят бабушкам хлеб-соль. Учитель. Сегодня мы поговорим о наших бабушках. Я знаю, что каждый из вас очень любит свою бабушку. Когда у вас каникулы, вы едете к ним. Если у вас радость, они радуются вместе с вами; если вам грустно, они успокоят, утешат; вместе с ними вы переживаете свои неудачи. Порой родители не знают о вас того, что знают ваши бабушки. А какие золотые руки у них, сколько они умеют делать! Вот пришла и наша очередь сделать мудрым и обаятельным бабушкам приятный подарок. Ученик 7 У мамы - работа, у папы — работа. У них для меня остается суббота. А бабушка дома всегда. Она не ругает меня никогда! Усадит, накормит: — Да ты не спеши! Ну что там стряслось у тебя? Расскажи! Ученик 8 Я говорю, а бабушка не перебивает, По крупинкам гречку сидит, перебирает. Нам хорошо вот так, вдвоем. Без бабушки какой же дом?
Сценка по рассказу В. Осеевой «Бабка».
Учитель. Думаю, что среди вас нет «Борек», а если что-то подобное случилось и с вами, то, надеюсь, этот рассказ заставил вас задуматься над своим отношением к старшим. Вы написали сочинения о своих бабушках и нарисовали их портреты. Дети рассказывают о своих бабушках. Учитель. Молодцы, ребята! Хорошие сочинения написа¬ли. Наверное, вы хорошие внуки. А теперь давайте послушаем наших бабушек. Они расскажут нам интересные и познаватель¬ные истории из своей жизни или жизни своих внуков. Выступления бабушек. Учитель. А еще любая бабушка очень любит петь и знает много русских народных песен. Давайте споем. Исполняются песни. Ученик 9 Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, Мне все приятно в ней. Но бабушкины руки Люблю всего сильней. Ученик 1 Ах, сколько руки эти Чудесного творят! То рвут, то трут, то метят, То что-то мастерят, Так вкусно жарят гренки, Так густо сыплют мак, Так грубо трут ступеньки, Ласкают нежно так. Ученик 2 Нет рук проворней, краше, То тут они, то там. Весь день снуют и пляшут По полкам, по полам. Настанет вечер - тени Сплетают на стене И сказки сновиденья Рассказывают мне. Ученик 3 Ко сну ночник засветят И тут замолкнут вдруг. Умней их нет на свете, И нет добрее рук. А на лице морщинок много, И на лбу седая прядь. Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. Учитель. Бабушкины руки такие теплые и ласковые; бабушкины сказки — волшебное чудо. А помните игры, которым учили вас ваши бабушки, когда вы были совсем маленькими? Дети играют в «Ладушки», «Сороку-воровку». Учитель. А сейчас поиграем в «Угадайку». Вам нужно с завязанными глазами узнать свою бабушку по рукам. (Можно наоборот.) Игры. Песня «Веселые гуси».
Учитель. Бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выпало на их долю. Их жизнь чем-то интересна и поучительна для нас. Постарайтесь узнать о бабушках как можно больше, чаще прислушивайтесь к их советам. Наши бабушки уже немолоды, поэтому их надо беречь и обязательно помогать им. Не забывайте проявлять милосердие к чужим одиноким, больным престарелым людям.