Действующие лица:
Ведущий.
Автор.
Жук.
Оса.
Шмель.
Мушка.
Стрекоза.
Незнайка.
Чтецы (5 человек).
Коробейники (3 человека).
Буквы: А, Я, У, Ю.
Кривой Почерк.
Оформление. Головные уборы с
названиями насекомых и букв; лотки коробейников;
объявление Незнайки; карточки с заданиями;
костюмы для выступающих. Кривой Почерк с
украденной буквой. Объявление, код-разгадка,
плакаты: поезд «АБВГдейка», Дед-Буквоед.
ХОД ПРАЗДНИКА
Звучит веселая музыка из сборника
«Детские песенки из мультфильмов».
Ведущий. Сегодня мы начинаем
праздник «Прощание с Азбукой». А кем становится
Азбука для каждого из нас? Она становится верным
другом, помощником, учителем. Из этой первой
книги мы узнали обо всех буквах нашего алфавита.
А это немало. И очень, очень важно. Все хотят
знать буквы, даже мушки и букашки.
Инсценировка стихотворения К. Льдова
«Господин Учитель Жук».
Автор.
Как-то летом на лужайке
Господин Учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчелы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.
Выходят
дети в костюмах насекомых и рассаживаются за
парты. На доске картинки с буквами. Жук
показывает на алфавит по очереди.
Шмель. «А» – акула.
Мушка. «Б» – букашка.
Стрекоза. «В» – ворона.
Оса. «Г» – глаза.
Жук.
Шмель и муха, не болтайте!
Не шалите, стрекоза!
Пчела. «Д» – дитя.
Мушка. «Е» – единица.
Сверчок. «Ж» – жаркое.
Муравей. «З» – зима.
Жук.
Повторите, не сбиваясь:
«И» – игрушка,
«К» – кума!
Кто учиться хочет с толком,
Пусть забудет слово лень.
Шмель.
«Л» – лисица,
«М» – мартышка.
Мушка.
«Н» – наука,
«О» – олень.
Стрекоза.
«П» – петрушка,
«Р» – ромашка.
Оса.
«С» – сверчок,
«Т» – таракан.
Пчела.
«У» – улитка,
«Ф» – фиалка.
Мушка.
«X» – ходили,
«Ц» – цыган.
Автор.
Так наш Жук, махая розгой,
Учит азбуке стрекоз,
Мушек, мошек и козявок,
Мурашей, шмелей и ос.
Ведущий. Не знаю, выучили ли буквы
козявки у Жука, а наши первоклассники запомнили
все буквы и хотят поблагодарить свою первую
книгу и попрощаться с ней, но не забывать ее,
потому что эти буквы нам пригодятся всегда и
везде. Они нужные, они сильные.
Ученик 1.
Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский Алфавит,
Буквы все – от А до Я –
Тридцать три богатыря.
Звучит музыка, появляются
Коробейники. У них в лотках буквы.
Коробейник 1. Много букв у меня, и
все мои буквы – согласные.
Коробейник 2. А с кем они у тебя
согласные?
Коробейник 3. Да с моими гласными
буквами.
Коробейник 2. Что с ними
соглашаться?.. Вот поставлю свои знаки – мягкий и
твердый, и не будет никакого согласия.
Коробейник 3. Не прибавляй нам
проблем! У голосистых гласных и так скандал за
скандалом.
Инсценировка рассказа Г.Юдина
«Почему «А» первая» и стихотворения Б.Заходера
«Буква Я». Входят буквы А, Я, У, Ю.
Буква Ю.
Всем известно: Буква Я –
В азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Коробейник 1.
Жили в азбуке у нас буквы,
Жили – не тужили,
Потому что все дружили.
Коробейник 3.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я. Почему это буква А
– самая первая буква алфавита?
Буква У. Долой самозванку! У-у!
Буква Я. Что же это
делается? Букву, с которой начинаются «ангина»,
«акула», ставят во главе Азбуки!
Коробейник 1. Все правильно,
думали мои согласные, ведь недаром самые вкусные
вещи – арбуз, апельсин, абрикос и ананас –
начинаются на А.
Буква Я.
Я затопала ногами:
«Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!»
Коробейник 2.
Хорошо, идем на спор:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда, стало быть, твоя!
Коробейник 3.
Буква Я взялась за дело:
Написать она сумела
Только «яяяяя...»!
Буква Я как заревет!
Буква Я.
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю!
Буква А. Это хорошо, что ты все
правильно поняла! А я хочу объяснить, почему А –
первая: потому, что самое первое слово любого
малыша начинается на А.
Буква У. Это какое слово?
Буква А. Это слово «Агу!». И,
кроме этого, А похожа на адмирала, стоящего
на капитанском мостике. А всем известно, что
адмирал должен быть всегда впереди и видеть и
знать всех!
Ведущий. Вот и пора нашему адмиралу
проверить всех своих подчиненных. Все ли на
месте?
Незнайка (со свертком).
А я уже могу писать!
А я могу писать (разворачивает объявление),
Могу тетрадку показать
И даже полистать!
Ведущий.
Ого! (Смотрит в объявление.)
Да ты ученым стал!
Скажи, о чем ты написал?
Незнайка.
А мне откуда это знать?
Ведь я сказал –
Могу писать!
Писать, а не читать!
Ведущий
вывешивает объявление, принесенное Незнайкой:
Спе...ите, спе...ите на помощь!
Дорогие ...кольники!
Помогите освободить букву «...»!
Ее похитил злодей Кривой Почерк!
Ведущий. Ребята, кто может
прочитать объявление?
Дети читают объявление.
Ведущий. Какую букву ищут? Чтобы
найти разбойника, укравшего букву, нам надо
составить указатель поиска.
Ведущий держит карточки c заданиями,
на обратной стороне которых – слоги для
составления кода-разгадки о том, где отыскать
Кривой Почерк, чтобы освободить букву «ш». Ребята
под руководством ведущего выполняют задания. По
мере выполнения заданий на доске появляются
слоги, которые позднее будут прочитаны как
предложение.
Карточка со слогом «Кри-».
Инсценировка стихотворения «Зверь на
букву «Ю». (Текст взят из «Азбуки».)
Карточка со слогом «-вой».
Определите на слух, какие слова
спрятаны в тех из них, которые вы услышите.
хлев (лев) столб
(стол) коса
(оса) полк
(пол) удочка
(дочка) |
машина (шина) уточка
(точка) мрак
(рак) щель
(ель) укол
(кол) |
зубр
(зуб)
|
Карточка со слогом «по-».
Сочините стихотворение, используя
рифмы.
Солнце ... оконце
Привет ... кабинет
Карточка со слогом «-черк».
Объясните многозначные слова.
пятачок , ножка, шишка, горлышко
Карточка со слогом «пря-».
Прочитайте слова в ребусах.
3 буна (трибуна)
по 100 вой (постовой)
ко 100 чка (косточка)
40 а (сорока)
Карточка со слогом «-чет-».
Узнайте сказку.
А дорога далека,
А корзинка нелегка.
Сесть бы, сесть бы на пенек,
Съесть бы, съесть бы пирожок.
Ответ: русская народная сказка
«Машенька и Медведь».
Карточка со слогом «-ся».
Узнайте сказку.
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!..
Ответ: русская народная сказка
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Карточка со слогом «за».
Узнайте сказку.
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке.
Ответ: русская народная сказка
«Колобок».
Карточка со слогом «дверь-».
Узнайте сказку.
Отворили дверь козлята
И... пропали все куда-то!
Ответ: русская народная сказка
«Волк и семеро козлят».
Карточка со слогом «-ю».
Три матрешки книжку взяли,
Три матрешки так читали: – Лешу икшубаб то я,
–
Ничего не ясно,
Бьемся мы напрасно.
Кто поймет, какое здесь спрятано
выражение и кто так приговаривал?
Ответ: в русской народной сказке
«Колобок» главный герой говорил: «Я от бабушки
ушел...»
Ведущий. А теперь давайте узнаем,
где наш разбойник.
Дети под руководством ведущего
читают указатель поиска: «Кривой Почерк прячется
за дверью». Кривой Почерк находят, вводят, он
вносит карточку с украденной буквой «ш»:
Кривой Почерк.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Участники праздника прогоняют
Кривой Почерк. Звучит веселая музыка, выходят
чтецы.
Ведущий. Вот все и снова в сборе!
Азбука, собирайся!
Ученик 2.
Что за дом, где все поют?
Верно, буквы в нем живут.
Что за музыка там льется?
Смех звучит, народ смеется!
В доме Азбуки однажды
Собралася вся семья:
Тридцать три сестры и брата –
Буквы все от А до Я.
Ученик 3.
Букве А, как самой старшей,
Предложили что-то спеть.
Чтобы весело жилось всем,
Нужно многое уметь.
Буква Б на барабане
Застучала бойко-бойко,
Ну и В не растерялась,
Подхватила песню громко.
Ученик 4.
В чистом небе голубом
Слышны трели, песни, звон.
Буква Э не задается –
Голос эхом отдается.
Буква Ю и буква Я
Меньше всех, но здесь не зря:
Микрофон им – гриб – несут,
А вокруг такой уют!
Ведущий. Будет действительно уют в
тетради и на душе, если крепкую и верную дружбу
вести нам с буквами и с нашим русским языком.
Успехов вам желает ваша маленькая и очень мудрая
Азбука!
Звучит музыка. Дети получают
памятные подарки, расходятся по классам. |