ХОД ПРАЗДНИКА
Исполняется песня "Чему учат в
школе".
Ученик 1.
Смех и слезы, радость и печаль
За полгода довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать!
Ученик 2.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
"Азбуку" – для всех подарок –
Старшеклассники внесли.
Ученик 3.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Ученик 4.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Ученик 5.
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Дети (хором).
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Голос из-за угла: "Как это нет?! Чего
вы врете?"
Учитель. Ой, кто это? Кто это сказал?
Нафаня. Это я, Нафаня.
Учитель (задумчиво). Нафаня... в
нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись
нам! (Нафаня выходит.) Ты из какого класса,
мальчик?
Нафаня. Из какого класса? Да вы чё? Я
вообще нигде не учусь, не учился и учиться не
собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой
ерундой?
Учитель. Что значит "ерундой"?
Да ты у ребят спроси, сколько всего они за пять
месяцев узнали – читать, писать научились!
Нафаня. Ну уж, писать! Какая
проблема-то – ставь себе закорючки и дело с
концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие
сказки рассказывает – ни в какой книжке вашей не
прочтешь!
Учитель. Сказки – это хорошо. Но я
уверена, что столько сказок, сколько их в книгах
написано, твоя бабуся не знает.
Нафаня. Неправда. Давай поспорим,
что знает и я знаю!
Учитель. Давай! Мы с ребятами тебе
игру предлагаем. Я буду называть сюжет или героя,
а ты отгадывай.
Нафаня. Давай, называй.
Игра "Угадай сказку"
Материал для игры подбирается
учителем в соответствии с уровнем подготовки
класса.
Нафаня (естественно, проиграв).
Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели
ребенка. Скажу бабусе, она вам еще покажет! (Обиженный,
уходит.)
Учитель. Вот глупый! Вместо того
чтобы обижаться, лучше бы читать научился. Ну,
пусть идет. (Обращается к ребятам.) А мы с
вами, ребята, совершим сегодня последнее
путешествие по страницам "Азбуки".
Стук, грохот. В класс влетают Баба Яга
и Кот Баюн, сзади тащится Леший.
Кот (обращаясь
к Лешему). Ну чё ты за нами увязался? Без
тебя разберемся.
Леший. Да что вы разберетесь?
Ничего вы не можете! Только метлой махать да
людей пугать россказнями. Да дети-то только и
знают о Бабе Яге, что у нее избушка на курьих
ножках туды-сюды ворочается. Колдунья! Да самый
затрапезный мальчонка ее вокруг пальца обвести
может. А про Кота-то и вовсе толком никто не знает.
Ну, кот и кот, сколько их по помойкам шастает! Чё
вы сюды поперлись-то?
Баба Яга. Уйди, окаянный! Мы за твои
слова на тебя в обиде. Я за своего внучка сама
постою.
Леший. Ага, стойкая, посмотрю! (Уходит.)
Кот (обращается к детям). Ну
и в чем дело? Кто обидел Нафаню?
Учитель. Во-первых, здравствуйте.
Во-вторых, вы нам помешали праздник проводить. А
в-третьих, никто вашего Нафаню не обижал.
Баба Яга. Как не обижал? Ребенок
прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая свора
ребят дурачком назвала!
Учитель. Не свора, а класс. И ничего
плохого мы о нем не говорили. Просто ваш Нафаня
игру проиграл. Оказалось, что его бабушка не все
сказки на свете знает.
Баба
Яга. Конечно, не все. А я этого и не утверждала.
Кот. Просто дети всегда считают,
что взрослые знают все-все.
Учитель. Знают многое, потому что
книжки умные читают, учатся. А ваш Нафаня учиться
не хочет.
Баба Яга (грустно). Да знаю
я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он
все отлынивает: то голова болит, то живот, то
спать хочется, то есть. В общем, беда.
Учитель. А наши ребята уже
научились. И сегодня мы с "Азбукой"
прощаемся. Кстати, она должна была подойти. Где же
она?
Вбегает запыхавшийся Нафаня, в руках
записка.
Нафаня. Бабуся! Леший чаво-то
удумал. Иду я по дорожке, вдруг он меня окликает.
Беги-ка, говорит, в школу, где тебя обидели, там,
говорит, бабка твоя бестолковая с этим облезлым
котом прохлаждаются. Неси-ка им записочку, пусть
голову-то поломают, читаючи. Да передай – коли не
прочтут, то не дождутся, кого ждали. Вот мы и
увидим, кто умнее. (Передает записку.)
Баба Яга. Вот беда, ничаво не
разберу. Ну-ка, может, вы, ребята, поймете, что тут
написано. Ваша волшебница Азбука у меня. Хочу
посостязаться с вами. Раз вы все такие умные,
ответьте на загадку:
Тридцать три родные сестрицы,
Писаные красавицы,
В одном городе живут
И повсюду славятся.
Кто это или что это?
Дети. Буквы.
Баба Яга. И еще. Всех их вы
должны знать по именам.
Учитель. С этим заданием мы легко
справимся. Правда, ребята? О чем эта загадка?
Ребята рассказывают алфавит.
Появляется Леший.
Леший. Ну-ну! Угадали и все сказали
правильно. Но я не отпущу вашу Азбуку, пока вы не
выполните еще одно задание.
Баба Яга. Да ладно тебе, Леший,
глумиться над детками! Ну чё тебе еще надо?
Кот. Да, чё?
Леший. Не чё, а что, простофиля! Мне
хочется знать, на самом ли деле эти ребята что-то
знают. А ну-ка, становись в три команды! (Ребята
строятся.) Так, бабка, хватит нюни
распускать, будешь мне помогать. Да и ты, кот,
тоже. Это твоя команда, это бабкина, а это моя.
Следите, да не подсказывайте, а то не придет с
вами Азбука проститься.
Сейчас мы проверим, дружат ли в ваших тетрадях
буквы. Составьте слова из данных слогов:
На плакатах:
Команда 1
РО
ЧА
КРИ |
ЧУ
ЩА
ТА |
СВЕ
ЩУ
|
|
Дети. Роща, свеча, кричу,
тащу.
Дети. Туча, пища, кручу,
щука.
Команда 3
ЧАШ
ЧУ
ЩА |
ЧИ
ЩУ
ДО |
КА
ВЕЛЬ
|
|
Дети. Чашка, чищу, чудо,
щавель.
Леший. На какие орфограммы эти
слова?
Дети отвечают.
Учитель. Молодцы, ребята, вы
замечательно справились с заданием. Ведь так,
Леший?
Леший. Ладно, ваша взяла! Сам видел,
какие они догадливые. Приведу я вам вашу Азбуку. (Уходит.)
Учитель. А пока мы ждем, давайте
поиграем.
Входят Леший и Азбука.
Леший. Вот ваша Азбука. Она у меня в
избушке хоть отдохнула, порядок навела.
Азбука. Да, это я умею.
Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Хочу
проверить ваши знания, проводить из страны
Азбуки в страну Литературы. А порядок я люблю
наводить с моими подопечными буквами.
Учитель. Да-да, мы с ними уже
повстречались.
Азбука. А вы знаете, что
рассказывают буквы?
Учитель. Ребята-то знают, а вот наши
гости...
Баба Яга. Ну-ка, ну-ка, и чаво они там
бают? Нафаня, поди сюды, сейчас тебе, может, и
расскажут.
Дети читают стихотворение С.
Погореловского "Что рассказывают буквы".
Ученик 6.
В Азбуке у Нади, точно на параде,
Гласные, согласные – стояли буквы разные,
Но не вместе в строчке, а поодиночке.
Ученик 7.
Говорить они пытались: и жужжали, и
шептались,
Но о чем – пойми попробуй:
Буква М мычит коровой,
Буква А сказала: "А?"
– Что ты хочешь, буква А?
Но в ответ мне буква А
Снова спрашивает: "А?"
Ученик 8.
Вот еще досада!
Что им, буквам, надо?!
Но когда в тетради
Встретились у Нади
Буква А и буква М,
Все понятно стало всем.
Ученик 9.
Буквы рядом ровно, прямо
Встали честь по чести
И сказали дружно: "МАМА!"
Вот что значит – вместе!
Ученик 10.
И теперь у нашей Нади
Разговор идет в тетради:
В каждом слове – там и тут –
Буквы дружные живут.
Нафаня. Я понял, бабуся. Беру две
буквы Б и столько же А, перемешиваю и, смотри, что
получается! (Показывает.)
Кот. И чего это у тебя там
получается?
Баба Яга. Да ведь это БАБА! Ой,
солнышко ты мое! Умница! (Радостно гладит по
голове Нафаню.)
Азбука. Ребята, а вот с этим
заданием вы справитесь? Это задание сложное.
Попытайтесь составить небольшой рассказ с
предложенными словами.
На плакате:
Азбука.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась –
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Дети, поставьте буквы на свои места.
Ученик 11.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
Ученик 12.
На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран.
Ученик 13.
У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов.
Ученик 14.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
"Там ползет зеленый лук
С длинными усами".
Ученик 15.
Не учил уроки,
А играл в футбол,
От того в тетрадке
Появился гол.
Дети находят ошибки и исправляют их.
Учитель. Молодцы, ребята! А сейчас
проверим ваше внимание.
Проводится игра на внимание (по
выбору учителя).
Азбука. Молодцы, первоклассники!
Читать научились, подружились, умеете составлять
слова и рассказы, хорошо поете и играете. А сейчас
наступает грустная и торжественная минута. Я
прощаюсь с вами навсегда. Но перед этим вручу
"Диплом гимназиста" каждому ученику первого
класса, окончившему курс обучения грамоте.
Вручение дипломов.
Учитель. А сейчас пришло время
познакомиться с другой книгой – помощницей в
обучении чтению. Для этого вам придется
разгадать кроссворд.
Нафаня. Кроссворд? А чё это такое?
Леший. Ну сколько можно повторять
– не чё, а что! Ты же в школе находишься. Здесь
учат красиво и правильно говорить. Слышал, какие
ребята рассказы придумывали?
Нафаня. Слышал. Я так не умею.
Леший. Да ты попробуй, все
получится! Попробуй вместе с ребятами кроссворды
разгадать.
Кот. Это что, загадки?
Леший. Своего рода. Знаешь, как
мозги тренируют!
Нафаня. Попробуем.
На плакате 1:
1. Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
2. Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белу полю пройдет –
Каждый след его поймет.
3. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души.
4. Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про все рассказала.
5. Сам дней не знает, а другим указывает.
6. Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
7. Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
8. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
Ответы: 1. Буквы. 2. Карандаш. 3. Пенал.
4. Газета. 5. Календарь. 6. Коньки. 7. Река. 8. Блины.
На плакате 2:
1. Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
2. Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на О
И так же начинается.
3. Что вверх корнем растет?
4. Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
5. Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.
6. Нос долог,
Голос тонок,
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет.
Ответы: 1. Снег. 2. Окно. 3. Сосулька. 4.
Книга. 5. Курица. 6. Комар.
Учитель. Какие слова можно
прочитать в выделенных клетках наших
кроссвордов?
Дети. Слова "капельки" и
"солнца".
Учитель. Так называется наша новая
книга, которая поведет нас в мир удивительных
историй и приключений. Прочитайте получившееся
название.
Дети. "Капельки солнца".
Учитель раздает детям новые
учебники.
Нафаня (тихо плачет). И-и-и!
Баба Яга. Что с тобой, внучек?
Кот. Кто тебя обидел?
Леший. Чую, он не поэтому плачет.
Нафаня. Я-я-я тоже хочу такую
книжку-у-у!
Леший. Но ее дают только тем, кто
уже умеет читать, а ты ведь не умеешь?!
Баба Яга. Научится он, научится!
Кот. Я сам его учить буду, я ведь от
природы ученый, хотя некоторые тут и обидными
словами бросались. А про меня еще сам Александр
Сергеевич Пушкин писал. Ребята, вы знаете, кто
такой Александр Сергеевич Пушкин?
Дети отвечают.
Кот. А может, вы знаете, что он обо
мне написал:
"У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит..."
А откуда это?
Баба Яга. Ладно-ладно, если и не
знают, прочитают еще. А ты давай моего внучка учи,
чтоб и ему такая книжка досталась, как у ребят.
Леший. Было бы желание, а научить
всему можно. Правда?
Учитель. Ну что ж, путь к знаниям
открыт!
Азбука. Прощайте, ребята! Желаю вам
интересных встреч и открытий на страницах книг!
Детей поздравляют родители, учитель,
администрация школы.
Исполняется "Песня о школе". |