Цель: ознакомление учащихся с происхождением имени, с именинами.
Оборудование: на стены вывешиваются церковные святцы и плакат со значениями имен.
Действующие лица: Ведущая.
Сценарий: мероприятие может
проводиться в классе, для этого сдвигаются столы, вдоль стены
расставляются стульчики, дети располагаются на стульчиках.
Ведущая:
Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку:
что есть у каждого человека на земле? (Дети называют свои ответы). Имя.
Имя дается человеку при рождении. Первые имена появились много веков
назад. Считается, что имя играет особенную роль в судьбе человека. У
каждого имени есть свое значение. Предлагаю вам по очереди называть свои
имена, а я буду говорить их значения. (Здесь необходимо подчеркнуть,
что имя не переводится, а происходит от того или иного слова.)
Проводится
обсуждение, от каких слов произошли имена учеников, ученики называют
известные им значения имен. Можно рассмотреть значения имен родителей
или близких учеников.
Ведущая:
Имена бывают мужские и женские. Сейчас я буду называть вам имена, а вы должны сказать, какое это имя – мужское или женское.
Елена (ж);
Иван (м);
Анастасия (ж);
Александр (м);
Захар (м);
Анатолий (м);
Наталья (ж);
Антон (м);
Ксения (ж);
Ермолай (м);
Роман (м);
Антонина (ж);
Валентина (ж);
Борис (м);
Макар (м);
Виталий (м);
Екатерина (ж)...
Ведущая:
Вы, наверное, заметили, что некоторые
имена могут быть как мужскими, так и женскими. Сейчас я буду называть
вам мужские имена, а вы должны сказать похожие на них женские.
Александр (Александра);
Антон (Антонина);
Валентин (Валентина);
Валерий (Валерия);
Василий (Василиса);
Виктор (Виктория);
Евгений (Евгения);
Федор (Федора);
Юлий (Юлия);
Ян (Яна).
Дети выполняют задание, называют известные им пары похожих мужских и женских имен.
Ведущая:
На Руси было сложено немало поговорок и пословиц об имени человека. Например:
В лицо человек сам себя не признает, а свое имя знает.
Без имени ребенок – чертенок.
С именем Иван, без имени – болван.
Тебе дано, а люди пользуются.
Русская православная церковь имеет именной
календарь, называемый святцами. В нем перечислены даты поминовения
святых, прославивших свое имя. Раньше при рождении ребенка его называли
по святцам. Например, родилась девочка 25 января, ей давали имя Татьяна в
честь святой Татьяны, поминаемой в этот день. Если в день рождения по
именному календарю нет праздника, то выбирали имя, находящееся ближе
всего к дате рождения ребенка. Вы можете посмотреть, когда празднуются
ваши именины, по календарю, который висит у нас на стене. Если ваше имя
встречается несколько раз в году, надо выбирать то, которое находится
ближе всего к вашему дню рождения. День именин также называют днем
ангела.
Дети подходят к календарю, находят свои именины.
Ведущая:
В день именин именинник принимал
поздравления, подарки, в его честь пекли именинный пирог или каравай.
Сейчас предлагаю спеть вам именинную хороводную песню «Каравай».
Дети
становятся в круг и поют песню «Каравай», в которой поочередно
упоминаются имена всех учеников. После этого дети возвращаются на свои
места.
Ведущая:
В Древней Руси имена людей скорее напоминали прозвища. Имена давали по разным признакам:
по внешности человека: Косой, Черныш, Малый, Некраса...
по профессии: Кузнец, Портной, Рыбак...
по появлению в семье: Малый. Старшой, Ждан...
по чертам характера: Несмеяна, Храбр, Добрыня...
Сейчас эти имена больше напоминают фамилии, не правда ли? Назовите фамилии, произошедшие:
от названия профессии или орудия труда (Кузнецов, Рыбаков, Молотов...);
по чертам характера (Добряков, Милов, Хитров...);
от имени: (Иванов, Петров, Сидоров...);
от названия животных или птиц (Волков, Зайцев, Журавлев...).
Есть множество фамилий, произошедших от
названий различных предметов или существительных. Есть фамилии,
произошедшие от иностранных слов. (Предлагается детям разобрать их
фамилии)
Ведущая:
Почти у каждого имени есть короткая форма.
Сейчас я буду называть вам полные имена, а вы должны будете назвать
короткий вариант имени.
Андрей;
Анастасия;
Алексей;
Антонина;
Борис;
Вероника;
Василий;
Вера;
Галина;
Георгий;
Дарья;
Дмитрий;
Евгения;
Екатерина;
Егор;
Зоя;
Игорь;
Ирина;
Константин;
Леонид;
Марина;
Никита;
Полина;
Павел;
Роман;
Сергей;
Татьяна...
Ведущая:
Вы уже заметили, что не все имена можно
сократить, например Нина, Вера... Скажите, какими уменьшительными
именами называют вас дома родители или друзья?
Дети называют уменьшительные формы своих имен.
Ведущая:
Я хочу прочитать вам стихотворение Надежды Веселовской о русских именах.
Как услышу имя «Василиса»,
В глаза зеленым светом полыхнет.
Листва и травы – сверху и донизу,
Луга, леса, цветение болот.
А Марью вижу только белым цветом,
Пустым, еще не затканным холстом,
А Катерину – красным, словно летом
Глядит полянка ягодным пластом.
Как имя Настя звонко и упруго,
Как будто тесто шлепнулось об стол!..
Давным-давно полна была округа
Таких имен, да, видно, срок прошел...
Но вот теперь, как к прошлому причастье,
Как связь времен, что заново сплелись,
Вновь подрастает много Кать и Настей
И Марьюшек, и даже Василис.
А это значит, гуще станет зелень,
И уродится ягода в свой срок,
И будет холст для вышивки набелен,
И, что ни праздник, выпечен пирог.
А давайте попробуем посмотреть на наши имена таким образом.
По очереди называются имена учеников класса и ассоциации, возникающие у детей эти имена.
Ведущая:
На этом наш праздник заканчивается.
Ведущая и дети прощаются. |