Оформление. Пословицы о
гостеприимстве, самовары, вышитые скатерти,
карта мира, тазики, листы ватмана, фломастеры.
ХОД ПРАЗДНИКА
I. Организационный момент
II. Объявление темы праздника
Учитель.
Раз
прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
Я думаю, что с вами такого не случится,
потому что вы знаете, как надо заваривать чай. Но
об этом мы поговорим позже. Что такое чай?
Дети. Напиток.
У. Вот о чем мы сегодня будем
говорить на нашем празднике.
III. Знакомство с традициями чаепития
У. Чаепитие уже очень давно
стало традицией русского гостеприимства.
Изменялись формы гостевания, посуда, блюда для
стола, но не изменялись заповеди гостеприимства
– всегда во все времена гостей встречали
хлебом-солью и добрым отношением.
В народном творчестве по этому поводу множество
пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском
гостеприимстве?
Дети зачитывают пословицы,
подобранные дома.
– «Гостю почет — хозяину честь».
– «Хоть не богат, а гостям рад».
– «Гость в дом – радость в дом».
Согласно древнему обычаю не
полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не
накормив его. Это видно из русских народных
сказок.
Вы все знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она
вынуждена была подчиниться правилам
гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич,
зайдя в дремучие леса, встречает избушку на
курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга –
костяная нога.
Дети инсценируют фрагмент
сказки:
Баба-Яга. Что, добрый молодец, от
дела лытаешь* или дела пытаешь?
Иван Царевич. Не ты бы говорила, не
я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да
тогда и спрашивай!
У. И Баба-Яга повинуется обычаю:
накормила-напоила его, вести выспросила. После
этого ей трудно оставаться враждебной, она
смягчается и даже дает своего крылатого коня для
дальнейшего путешествия.
Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее?
Д. Может быть, потому, что, выпив
чая, невозможно оставаться злым?
У. Что же это за напиток такой –
чай? Почему он пользуется такой популярностью?
Знаете ли вы, какая страна является родиной чая?
Д. Китай.
У. Однажды очень-очень давно,
много веков назад, когда китайскому императору
кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков
с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал
исходить тонкий приятный аромат. Настой
попробовали – и восхитились. Это было первое в
мире чаепитие.
Чайная церемония родилась в Китае. (Учитель
показывает на карте местонахождение Китая.)
Сейчас этот обряд соблюдается в Японии (показывает
на карте), где есть специальные чайные домики
для чаепития. Входя в домик, человек оставляет
все свои заботы за его стенами и остается только
с добрыми мыслями. За чаепитием ведут беседы.
Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется,
что он побывал в другом мире.
А какой была судьба чая в других странах?
В России (показывает на карте) чай появился
впервые в 1638 году. Монгольский хан вручил
пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в
качестве подарка русскому царю. Чай царю очень
понравился. Вначале его использовали как
лекарство.
Беднякам он был недоступен, так как стоил очень
дорого, поэтому крестьяне не имели
представления, как его заваривать: вспомните
стихотворение, которое прозвучало в начале нашей
встречи.
Только намного позже чай становится доступен
всем. И в каждой семье любили вечером
почаевничать.
А из чего в старину пили чай? Отгадайте:
«Четыре ноги да ухо, один нос да
брюхо».
«Никогда не ест, а только пьет, а как
зашумит, всех приманит». Догадались?
Д. Это самовар.
IV. Конкурсная программа
У. И нам пора ставить самовары.
Предлагаю вам конкурс «Наливаем самовар». На
столах перед вами стоят пустые самовары и тазики
с водой. Вы должны перелить стаканами воду из
тазика в самовары. Выигрывает та команда, которая
быстрее справится с заданием и не прольет ни
капли.
Дети выполняют задание конкурса.
– Ну вот, самовары налиты, а теперь
их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку
– и кипяток готов.
А что надо было сделать раньше? Надо было идти в
лес и набрать под елками...
Что под елками найдешь,
Если к елкам ты придешь
Жарким летом, и весною,
И осеннею порою?
Д. Шишки.
У.
Ну, считайте, вы в лесу,
Вот вам шишки, вот вам елки.
Ну-ка, кто здесь не трусишка?
Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу,
Сама в сторонке посижу.
Следующий конкурс – «Собери шишки».
Выходят четверо желающих. Игрокам предстоит с
завязанными глазами собирать шишки. Затем
подсчитывают, для чьего самовара удалось собрать
больше.
Дети выполняют задание конкурса.
– После того как шишки собраны, их
закладывают в трубу самовара, предварительно
закрыв крышкой отверстие для залива воды.
Вот теперь раздуем жар –
И запышет самовар.
А пока самовары закипают, мы продолжим
отгадывать загадки:
Жил в лесу и зеленел
И под ветром все шумел.
В печь попал – вдруг покраснел,
А остыл – и почернел...
А теперь им для красы
Можно рисовать усы.
Д. Уголь.
У.
Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта,
От Федоры – теплота.
Д. Печка.
У.
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
Д. Блины.
У.
Кольцо
не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье!
Д. Бублик, баранка.
У.
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
Д. Чайник.
У.
Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает.
Д. Самовар.
У.
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
Д. Хлеб.
У. Продолжаем нашу конкурсную
программу. Вам предстоит конкурс эрудитов.
Учитель прикрепляет на доску
написанное на листе бумаги слово «самоварчик».
– Из букв этого слова за минуту надо
составить всевозможные слова. Какая команда
больше составит слов, та и победит в этом
конкурсе. Итак, внимание, приступайте!
Дети выполняют задание конкурса.
– У каждого народа, знающего этот
напиток, имеется много пословиц, поговорок о чае,
которые нам надо сегодня вспомнить. Какие
пословицы вы подобрали дома?
Д. Самовар кипит – уходить не
велит.
– Пей чай – удовольствие получай...
У. Ну вот, наши самовары
вскипели. Что будем делать дальше?
Д. Начнем пить чай.
У. Да, но его еще надо заварить.
Как это сделать?
Заранее подготовленный ученик
рассказывает:
Ученик 1. Заваривать чай следует
свежевскипяченной водой, однако кипяток не
должен бурно кипеть — такая вода способна убить
аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с
огня в тот момент, когда со дна начнут
подниматься пузырьки и она побелеет, то есть
закипит белым ключом.
Водопроводную хлорированную воду желательно
отстаивать несколько часов. Если заварить чай
вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.
Чайник для заварки, желательно фарфоровый,
споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают
кипятком на две трети, закрывают крышкой,
настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают
кипятком.
Если при заварке выделяется пена – значит, чай
заварен правильно. Снимать пенку не следует –
такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после
первого настроя.
Ученик 2.
В прежние годы чай любили,
С сахаром да медком пили –
И вприкуску, и внакладку,
А бывало – и вприглядку.
Ученик 3.
Речи долгие ведем,
Сами-то чайку попьем!
Все к столу!
У. В Японии во время чаепития не
разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в
России за чаем общаются, поют чайные частушки. И
следующим у нас будет конкурс частушек.
Дети исполняют частушки,
подготовленные дома:
На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки –
Значит, письма пишут нам.
Самовар кипит, блестя,
Чай в нем так и пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
У. Но за чаем пели не только
частушки. Посмотрите, сколько нас сегодня за
столом у самовара. А какие у всех разные имена!
Давайте вспомним песни, где встречаются имена
людей. Какая команда больше вспомнит, та и
выиграет.
Дети вспоминают песни.
– Молодцы! Вы хорошо исполняли
частушки и песни. А теперь посмотрим, какими вы
можете быть художниками. Следующий конкурс –
«Веселые художники».
Участвуют пять человек от каждой
команды.
– Перед вами листы ватмана,
фломастеры. Вы должны нарисовать чайник. Рисуйте
по очереди:
Приступайте!
Дети выполняют задание конкурса.
Призами для участников являются бублики и
карандаши.
V. Итог праздника «Чаепитие»
У. Мы с вами познакомились с
историей чая, узнали, как проходили чаепития на
Руси, как надо заваривать чай. Что же осталось
сделать?
Д. Пригласить гостей на
чаепитие.
У. Правильно. Столы у нас
накрыты, чай вскипел и заварен. Приглашайте
гостей!
Праздник заканчивается чаепитием. |