I. Вступление - объявление темы урока Ребята ! Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.
II. Чистописание А чтобы всем нам оказаться в сказочной стране - нужно очень красиво и без ошибок написать эти строчки:
СС с ссс ссс сказка сказочка сказочник Сказка - мед, так и течет.
Как называются эти слова? Что у них общего, что объединяет их? А как понять эту поговорку? (Сказка как мед - сладкая , любимая, так и течет, как речка.) Запишем, отмечая и проверяя орфограммы. Дети записывают элементы чистописания и предложение.
III. Словарная работа Все справились? Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой и вот мы и в сказке. На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки. Жила-была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали ее Красной Шапочкой. Раз решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, что жила в домике на опушке леса. Идет девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится. Словарь:
заяц медведь лисица сорока
Давайте познакомимся с ними тоже. Читаем хором. Запишем в тетрадь, ударение проставим, безударные гласные отметим. Вспомним словарные слова, и дальше в путь!
IV. Повторение. Имена собственные. Но свернула с тропинки Красная Шапочка и заблудилась. А на полянке указатель стоит! Чтобы понять куда идти девочке, давайте запишем эти словосочетания. Запишем и прокомментируем. (Назовем имена существительные, нарицательные и собственные.)
Вспомним и повторим правило о том, что имена собственные пишутся с большой буквы.
Записали, подчеркнули заглавную букву в именах собственных. Отлично! Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже виден... Но что это? (Упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне - `злой Волк`.) Это проделки злого Волка! Что же будет?
V. Основная часть урока
Рядом с Красной Шапочкой на магнитную доску прикрепляется фигура выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце.
Зашла девочка в дом, а на постели `бабушка` лежит (подозрительная какая-то!) `Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы?`- говорит басом. А девочка ей в ответ: `Ш-ш-ш...` Рядом с Красной Шапочкой и волком на магнитную доску прикрепляется фигурка пчелы.
А пчела мимо летит: `Ж-ж-ж...` Чем-то похожи эти звуки! Да это же парные согласные: их 6 пар они близняшки, (но один из них звонкий, а другой глухой). Живут они в этом домике. Открывается доска. На доске аппликация:
В окошках домика - парные согласные - буквы-человечки. Ниже таблица: Открытый урок с Красной Шапочкой <<назад
б в г д ж з звонкие: из голоса и шума п ф к т ш с глухие : из шума.
От удивления у Волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб. Но она нисколько не испугалась и мы тоже, и давайте запишем слова: глаз (глаза) нос (носы) зуб (зубы) лоб (лбы)
А рядом запишем проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах. В этой позиции парный согласный слышится четко! А почему? Правильно - рядом с ним гласный звук! Немного отдохнем - зарядка!
VI. Физкультминутка Мы в сказку к Красной Шапочке Собрались в дальний путь. Летели, плыли, ехали - Пора и отдохнуть! А в сказке той увидим мы И прудик и цветы. Про парные согласные Узнаем я и ты. Нам в этой сказке встретятся Сорока, заяц, еж... Дорогу к милой бабушке Для внучки ты найдешь. Все любят сказки добрые - Довольна детвора! Скорее всем за дело, Вновь в сказку нам пора!
Сели на места, ровно, спинки прямые.
VII. Закрепление Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадку:
На зеленой ножке Выросли сережки. (ландыш)
Что это? Правильно.
Давайте запишем загадку и отгадку. А какие согласные здесь спрятаны? Парные.
ножка, сережка слышим [ ш ], а пишем [ ж ]
Вот какие опасные согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять - надо их проверять! Ноженьки, сережечки.
Красная Шапочка говорит: `У домика парных согласных пруд.` А волк ей в ответ: `Да, прут, тоненький такой, березовый! Как шлепнешь им ....` - `Да нет, же нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!` - `Ничего не понимаю!` - сказал Волк. А ты запиши вместе с нами:
пруд прут
Мы отправились на пруд, На тропе валялся прут. Вот пруды, а это прутик, И не путайте их люди!
Как же проверить нам их? Изменить слово! Подобрать родственное! И чтобы с парным согласным оказался гласный.
Запишите рядом проверочные слова из стихотворения. Вот так:
пруд - пруды прут - прутик
`До чего же опасные эти парные согласные!` - волк почесал в раздумии в затылке и чепчик свалился. Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил, он думал о парных согласных: `Вот растет гриб. Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу: В чаще под березкой рос гриб.`
Помогите волку, ребята. Прокомментируем предложение, найдем все орфограммы. А волк сомневается: `Гриб, гриб... А может грипп, кашель, насморк.` `Нет, гриб. Докажи.`
Гриб - грибы, грибок.
Это волк изменил слово так, что рядом с парным согласным стоит гласный. И согласный - не опасный! `Я понял, понял,`- закричал Волк. А вы, ребята? Сейчас проверим. В лесу у прудика гуляли: еж, уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе - мышь. А у воды рос камыш. Запишем:
VIII. Проверка знаний. Подведение итогов Запомнили? Молодцы! Волк тоже запомнил и рассказ сочинил: Запишем, ребята, рассказ Волка. Ученики получают раздаточный материал. Текст с пропущенными парными согласными и стихотворение:
Солнечная пого_ка. Мы плывем на ло_ке к зеленому остро_ку. Под бере_ками и ду_ками прячутся гри_ки. Сла_кие яго_ки манят нас. Скорее на бере_!
А еще Волк стихотворение сочинил:
Парные звуки согласные Бывают такие опасные. Звук нечетко слышится - Буква какая пишется? Но поставим рядом гласный - И согласный неопасный.
Это стихотворение Волк вам дарит на память , чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни.