Цели. Познакомить детей с
несловесными (невербальными) средствами общения;
совершенствовать умение использовать
невербальные средства выразительности в
собственной устной речи.
Оборудование. Таблички со словами мимика,
жесты; рисунки (мимика, жесты), карточки с
объяснениями символов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Прежде чем приступить к работе,
необходимо разогреть мышцы языка, губ и щек.
Учитель проводит дыхательную разминку и
артикуляционную гимнастику по своему
усмотрению.
III. Сообщение темы урока
Учитель. С какими средствами устной
выразительной речи мы познакомились на
предыдущих уроках?
Дети. Темп, громкость, тон.
У. А сегодня вы узнаете еще
о некоторых средствах выразительности. Какие
это средства, догадайтесь сами.
IV. Работа со сказкой К.И. Чуковского
«Цыпленок»
У. Послушайте начало сказки
Корнея Чуковского «Цыпленок» и скажите: все ли
вам понятно?
Учитель читает сказку без мимики и
жестов.
«Жил на свете цыпленок. Он был
крошечный. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по
двору, то важничал и задирал голову.
Вот так.
И была у него мама, которую звали
Пеструшкой. Она была вот такая.
Как-то раз налетел на Пеструшку злой
кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот
такой!..»
– Вам все понятно?
Д. Нет, не все. Какой «такой»
цыпленок? Как он задирал голову? Как выглядят
мама и кот – мы не узнали...
У. Хорошо. Давайте я расскажу эту
сказку еще раз. Может быть тогда станет ясно.
Учитель прикрепляет перевернутые
таблички со словами мимика и жесты.
– Теперь понятно стало? А почему?
Что помогло вам понять сказку?
Д. Мимика и жесты.
Учитель открывает запись на доске:
– А что означают эти слова?
Я, идя к вам на урок, заглянула в очень полезную
книгу, чтобы точнее узнать толкование этих слов.
Кто помнит, как эта книга называется?
Д. Толковый словарь.
У. Правильно. Толковый словарь
гласит:
Мимика – это движения мышц
лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Жесты
– это движения рукой или другие
телодвижения, что-то обозначающие или
сопровождающие речь.
Ваши ответы были правильны. Молодцы!
V. Работа с рисунками – символами,
иллюстрациями
У. Давайте поучимся определять
значение жестов и мимики на рисунках.
Рассмотрите рисунки и скажите, на каких из них и
как художник передал радость, грусть, удивление,
печаль. Как вы догадались?
После ответов детей учитель
прикрепляет под каждым рисунком соответствующую
карточку и предлагает выполнить заданное на ней
действие.
На доске:
Радость
Обрадуйтесь!.. |
Грусть
Загрустите... |
Печаль
Опечальтесь... |
Удивление
Удивитесь!!! |
– А теперь поиграем в игру,
которая называется «Угадай настроение». Один
ученик задумывает и изображает на лице
настроение, чувство, а остальные отгадывают.
Дети играют.
– Жесты, как и мимика, тоже бывают
разные. Рассмотрите рисунки и определите: о чем
говорят эти жесты?
На доске вывешены рисунки с сюжетами:
1. Заболевший Винни-Пух в кровати, рядом
с ним мальчик, он поднес палец к губам.
2. Дедушка ругает мальчика за стрельбу по птицам.
3. Мальчики приветствуют друг друга.
4. В комнату вошел мальчик. Кот залез в аквариум.
– Что означает жест мальчика на
первом рисунке?
Д. «Тише!»
У. Молодцы! Что означает
жест дедушки?
Д. Жест-порицание.
У. Скажите словом.
Д. «Нельзя!»
У. Что означают жесты мальчиков
на третьем и четвертом рисунках?
Д. Жест-приветствие и
жест-возмущение.
У. Подумайте, какие слова дети
могут сказать при этом.
Дети выполняют задание.
– Какую роль играют мимика и жесты в
устной речи? Может быть, они не нужны? Они
существуют отдельно или в совокупности?
Дети отвечают.
– Мимика и жесты помогают передать
душевное состояние, настроение человека, делают
речь более точной и понятной.
VI. Физкультминутка
VII. Практическая работа
У. А знаете, ребята, сколько
разных движений можно сделать руками?
У нас десять пальцев, и каждый палец сгибается в
трех местах. Да, кроме того, рука подвижна в
запястье. А если двигать к тому же локтем и
предплечьем, то можно придать руке и пальцам еще
больше разных положений.
Один специалист подсчитал, сколько различных
движений и положений доступно рукам. Он
утверждает, что их 700 000!
Давайте попробуем хоть немного убедиться, что
может наша рука. Представим различные ситуации.
«Летит муха». Какой жест? Покажите,
как работает рука. Какое выражение лица при этом?
«Нам очень жарко». (Рука спокойно
обмахивает лицо.)
«Вижу вдалеке подругу. Зову ее». (Широкий
взмах руки к себе.)
«Снег хлопьями повалил». (Рука
слегка прикрывает лицо.)
«Град пошел». (Присели, руки на
голову.)
«На конфетку!» (Рука вперед, ладонь
раскрыта, радость.)
«На горькое лекарство!» (Лицо
недовольное, рука от себя.)
«Полощем в тазике платочек». (Рука
двигается легко, свободно.)
«Толкаем тяжелую коробку». (Рука от
себя с усилием, резко.)
А сейчас выполните мою просьбу,
которую я сообщу вам с помощью жестов и мимики.
Учитель поднимает обе руки ладонями
вверх. Дети встают. Учитель опускает руки. Дети
садятся.
– Смотрите: вы без слов, только по
жестам и мимике поняли меня. Значит, можно
общаться без слов?
Д. Да.
У. Где в жизни мы встречаем такое
общение, когда мимика и жесты заменяют слова?
Д. В балете, пантомиме, при
общении глухонемых людей.
У. Молодцы! Эти жесты являются
необходимыми. Но иногда люди во время разговора
или выступления делают ненужные движения,
которые мешают пониманию речи. Вы, наверное,
наблюдали за своими товарищами, когда, отвечая
урок, некоторые постоянно что-то вертят в руках,
крутят пуговицу, что-то поправляют. Ненужные
жесты мешают слушать. Лишние жесты не нужны, как и
слова ну, вот, это.
Очень важно умело использовать мимику и жесты.
Иногда рассказчик говорит о грустном, печальном,
а сам улыбается, или наоборот – рассказ веселый,
а у говорящего безразличное лицо. Мимика, жесты и
слова должны помогать рассказчику лучше
передать содержание высказывания. И мы сейчас
попробуем в этом убедиться.
VIII. Инсценировка отрывка из сказки
С. Михалкова «Как Медведь трубку нашел»
У. Посмотрите инсценировку и
скажите, помогли ли средства выразительности
передать ребятам настроение героев.
Дети разыгрывают сказку:
– Миша! Друг мой!
Ты ли это?
Не видались мы все лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?
– Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота но вечерам:
Колет сердце, в лапах дрожь...
– Что ж ты к дятлу не пойдешь?
К дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
– Вот недельку обожду,
Станет хуже, так пойду!
– Удалось ли ребятам исполнить свои
роли? Помогли ли им мимика и жесты?
IХ. Итог урока
У. Давайте еще раз скажем, какое
значение имеют в устной речи мимика и жесты.
Дети отвечают.
– На уроках вы многое узнали об
устной речи: о ее темпе, громкости, тоне, о мимике
и жестах, без которых невозможно передать
настроение и чувства. А теперь мы будем учиться
говорить и читать выразительно, то есть ярко и
точно выражать свои мысли.
Дети работают с текстом,
предложенным учителем.
– Понравилось ли вам на уроке?
Покажите это с помощью мимики и жестов. Молодцы! |