Пятница, 03.05.2024, 11:19                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок развития речи «Солнце, тебя я пою!»
26.05.2012, 13:59

Форма урока. Творческая мастерская начинающих поэтов.

Оборудование. Сборники стихов К.Бальмонта, «Словарь русского языка» под редакцией
А.П. Евгеньевой, книги «Звезды» и «Солнце» из научно-познавательной серии «Что есть что», аудиокассеты с записью песни В.Цоя «Звезда по имени Солнце» и инструментальными композициями.

Время проведения урока: 2 часа.

Цели урока. Познакомить учащихся с солнечным поэтом и помочь им правильно осмыслить его восприятие Солнца; продолжить обучение детей искусству составления перифраз; формировать навыки правильного употребления прописной и строчной буквы в орфографическом оформлении слова «солнце»; учить простейшим правилам построения стихотворных строчек; развивать умение включать «образный экран» при чтении стихов К.Бальмонта и прослушивании музыкальных композиций; способствовать формированию морфемно-лексического чутья; воспитывать интерес к астрономии, поэзии.

ХОД УРОКА

Солнце – всемирное пламя,
Окно небесных пиров,
Круговое желтое знамя
Над битвой и пляской миров.
Солнце – яркая чаша,
Зеркало дружных светил,
Радость и молодость наша,
Зелень стеблей из могил.

К.Бальмонт

I. Воображаемое путешествие в славянскую мифологию

Учитель. Наши далекие предки поклонялись Яриле – богу Солнца и весеннего плодородия.
В славянских мифах он обычно являлся в облике прекрасного молодого мужчины. «Вечно юный, вечно радостный светлый Яр» полюбил Мать Сыру Землю.
Именно «лучезарный Ярилин свет» пробудил спящую Землю, лежащую «во мраке и стуже», ото сна. «Возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами...»
И родился у Ярилы и Земли любимый сын – человек. Так описывается появление человека в «Народном мифе о солнце» в романе П.И. Мельникова-Печерского «В лесах».
Поэтому всех нас в какой-то степени можно называть солнечными детьми. Давайте посмотрим, каким видит нашего прародителя Яра поэт Бальмонт.

Театрализованное прочтение стихотворения К.Бальмонта «Ярило»

В венке из весенних цветов,
Цветов полевых,
Овеян вещаньями прошлых веков,
В одеждах волнистых, красиво-живых,
На белом коне,
Тропою своей
Я еду, Ярило, среди белорусских полей,
И звездные росы сияют на мне,
Погаснут и снова зажгутся светлей
Под рокот громов
В венке из весенних цветов,
Цветов полевых.
По селам за мной хороводами девы
«Ярило, – поют, – озари нам напевы»,
Яриле слагают свой стих,
Играют мне песни, на игрищах пляшут.
Сердца расцветают в миг пляски мирской,
Там где-то работают, где-то там пашут,
А игрища – в уровень с белой сохой.
Горсть желтых колосьев, колосья ржаные,
Я левой рукою держу,
И маки горят, васильки голубые
Роняю я в рожь, расцвечаю межу.
По селам, в их избах, и тесных, и узких,
В полях беспредельных, по имени – Русских,
Являюсь я взору, и грезы во сне.
Я между живых – как дающий забвенье,
Для них я – виденье
На белом коне,
Миг страсти, бог счастья, бог отдыхов пленных,
И вновь пробуждений и игрищ живых,
В венке из весенних цветов, не надменных,
Но вечно желанных цветов полевых.

II. Творческая морфемная разминка

У. Запишите однокоренные слова, выделите в них словообразовательные суффиксы.

На доске:

Солнце, солнышко, солнечный.

– Вспомните и запишите в тетрадь слова с подобными суффиксами.

Дети записывают задание в тетрадях, два ученика – на доске.

На доске:


Учитель обращает внимание детей на уменьшительно-ласкательное значение суффиксов -ц- и
-ышк-.

III. Орфографическая работа

У. Давайте понаблюдаем за правильным употреблением прописной и строчной буквы в орфографическом оформлении слова «солнце» и обсудим его многозначность.
Наш помощник в этой работе – словарь.

Дети находят в толковом словаре толкование слова «солнце».

Дети. Солнце – центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций. (Как астрономический термин пишется с прописной буквы.)
– Свет, тепло, излучаемые этим телом.

У. Прослушав прочитанное мною предложение, подумайте, с какой буквы – заглавной или строчной – следует писать слово «солнце» в данном случае. Под порядковым номером предложения напишите выбранную вами букву: з или с.

1. Рассмотрим внешнюю газовую оболочку Солнца.

2. На куполах церквей горело солнце.

3. Сверкает солнце в дождевых лужицах.

4. К счастью, мы находимся на расстоянии 150 млн. км от Солнца – этой гигантской печки.

5. Лучи солнца проникали сквозь рощу, светились на стволах.

6. Только солнце само собой катится, а я – в электричке.

7. На мгновение выглянуло солнце, сверкнули алмазами капли росы на листе.

8. Царапаясь об острые вершины елок, солнце покатилось над лесом.

9. Хоть я и закрылся от солнца, все равно вижу его.

10. С помощью пятен удалось установить, что Солнце совершает оборот вокруг своей оси примерно за 25 дней.

Дети работают в тетрадях, один ученик у доски для проверки.

На доске:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

з

с

с

з

с

с

с

с

с

з

IV. Конкурс перифраз

У. Вспомните, что такое перифраза? Можете воспользоваться словарем.

Д. Перифраза – стилистический прием, состоящий в замене слова или словосочетания описательным выражением.

У. Найдите перифразы в следующих предложениях.

1. Нужно понять строение такой гигантской звезды, как наше Солнце.

2. Солнце – это огромная атомная печь, температура которой по мере приближения к ядру возрастает с 5900 до 15 млн. градусов.

3. Единственное место в Солнечной системе, где ядра водорода сливаются «мирно», – это Солнце, великое изобретение природы.

– Найдите перифразы в словах эпиграфа.

Д. Солнце – всемирное пламя.

– Солнце – окно небесных пиров.

– Солнце – круговое желтое знамя.

– Второе четверостишие все состоит из перифраз.

У. Придумайте перифразы со словами: солнце, солнечный луч и солнечный зайчик.

Д. Солнце – раскаленный шар жизни.

– Мячик, которым играет Галактика.

– Добрый шар, который питается астероидами.

– Африканский дружок.

– Игрушка Галактики.

– Солнечный луч – тросточка Солнца.

– Длинная дорога, ведущая к Солнцу.

– Карандаш радости и света.

– Тоненькая нить, которая зашивает раны Земли.

– Разведчик Солнца.

– Солнечный зайчик – посланец Солнца.

– Паж Галактики.

– Комочек желтых шалунов.

– Маленький непоседа.

У. Какие перифразы вам понравились больше: ваши собственные или книжные? Уместны ли будут придуманные вами образные солнечные сравнения в научно-познавательных книгах?

Д. Образные сравнения больше подходят к художественной литературе, чем к научно-познавательной.

V. Знакомство с творчеством Бальмонта

У. Главный образ в творчестве Константина Бальмонта – это образ Солнца. Он не устает петь ему гимн:

О Мироздатель,
Жизнеподатель,
Солнце, тебя я пою!
Ты в полногласной
Сказке прекрасной
Сделало страстной
Душу мою!
Жизни податель,
Бог и создатель,
Мудро сжигающий – Свет.
Рад я на пире
Звуком быть в мире –
Лучшего в мире
Счастия нет.

Вся его лирика пронизана солнечным светом. Солнце – светлый и теплый, ласкающий и согревающий бог поэта. Ему он адресует свои молитвы-стихи. Бальмонт представляет себя солнечным лучом. Вот какие ощущения он испытывает при этом:

Как радостно быть жарким и сверкать!
Как весело мгновения сжигать!
Со светлыми я светом говорю.
Я царствую. Блаженствую. Горю.

Похожие ощущения у нас возникают во время чтения его стихов. Лирические строчки поэта – это солнечные лучики, которые озорно нам улыбаются, ласкают нас и дарят нам настоящий праздник света. Почему поэт в своих стихах пишет слово «Солнце» с заглавной буквы?

Д. Бальмонт говорит о нем не как о небесном теле, а как о божестве, о живом предмете, имеющем имя.

VI. Словесная живопись

У. Послушайте еще одно четверостишие Бальмонта, включите свои «образные экраны» и «нарисуйте» картину, которую вы представили.

Утомленное Солнце, стыдясь своего утомленья,
Раскрасневшийся лик наклонило и скрыло за лесом,
Где чуть дышит, шепчет в ветвях ветерка дуновенье,
Где листва чуть трепещет в лучах изумрудным навесом.

Д. В этот жаркий день у Солнца было очень много работы: ему надо было отдавать много тепла. В конце концов оно сильно утомилось. Но могущественному Светилу не хотелось показать людям свою слабость. Оно испугалось человеческих насмешек и, покраснев, спряталось за лесом.

VII. Эвритмическая разминка. «Солнечные ванны»

Дети образуют круг. В середине – ребенок, изображающий Солнце. Все остальные имитируют летящее движение маленьких планеток-человечков под соответствующую музыкальную композицию.

У. Как вы думаете, чем пахнет Солнце?

Д. Медом.

– Детством.

– Цветами свежей хвои.

– Жизнью.

– Летними каникулами.

У. Что вы чувствуете от прикосновения солнечных лучей?

Д. Нежность.

– Ласку.

– Материнское тепло.

VIII. Творческая работа

У. В словаре о солнце говорится еще как об источнике или основе жизни чего-либо прекрасного. Например, Пушкин – солнце русской поэзии.
Попробуйте пополнить свою копилку перифраз по этому образцу, сравнив с солнцем маму и книгу.

Д. Мама – солнце жизни.

– Солнце любви и тепла.

– Солнце добра, любви и понимания.

– Книга – солнце науки.

– Солнце открытий.

– Солнце знаний.

У. А теперь попробуем сочинить «Гимн Солнцу». Вспомнить, что такое гимн, нам поможет словарь.

Д. Гимн – торжественная хвалебная песнь, а также музыкальное произведение в честь кого-либо, чего-либо или прославляющее кого-либо, что-либо.

У. Для песни характерна рифмовка строк. Какие рифмы вы можете использовать, говоря о солнце.

В результате обсуждения на доске записывается опорный блок солнечных рифм.

На доске:

пылай
согревай
ласкай
сверкай
обжигай

дари
лети
освети
зажги

Солнце
оконце
донце

 

зайчики
пальчики
мальчики
скворушка

солнышко
стеклышко
гнездышко
пленило

Ярило
светило
слепило

Детские поэтические варианты

ГИМН СОЛНЦУ

Солнышко мое, ты моя игрушка,
А лучи твои – талисманы дружбы.
Ночью ты уходишь, днем приходишь в дом
И любовь, и счастье даришь вновь и вновь.

Зайчиков, лисичек и бельчат смешных
Согреваешь светом, как родных.
Маму ты, и папу, и друзей моих –
Всех качаешь в люльках солнечных своих.

Катя Кругликова

Солнце, ты лучше всех согреваешь планету!
Лучше тебя солнышек на свете нету.
Ты будешь всегда самым теплым,
Без тебя планета не будет жить!

Солнышко, ты очень красивое,
Но иногда шаловливое...
Лучше шали, лучше играй,
Но от нас никогда не убегай!

Саша Ковалев

Солнце, огненное оконце!
Ты любви и счастья свет.
Обогрей нас, Солнце,
Ты ведь радостных
улыбочек привет!
Я люблю тебя, Солнце,
Ты ведь мама
вторая моя.
О тебе пою, Солнце,
Ты ведь книга
добра и тепла!

Таня Кривчикова

О, могущественное Солнце!
Огнем горячим пылай,
Меня ты всегда согревай.

И пусть морское донце
Освещается, как оконце.
И пусть в солнечных стеклышках
Поют задорные песни скворушки.

Пусть от света твоего
Сверкает роса,
Пусть у людей, любящих тебя,
Блестят глаза.

Да озари ты мысли наши
Любовью, верой и добром,
Чтобы сердца лучились светом,
А души – лаской и теплом!

Саша Степаненко

Солнце, солнце, милое светило!
Не уходи, не оставляй своих детей.
Тебя благословляет бог Ярило
Дарить земле тепло своих лучей.

Пылай, ласкай, дари напиток жизни,
Чтобы цвели цветы и был рассвет,
Чтоб лучик твой земли коснулся низко,
Согрел меня и уберег от бед.

Катя Гавриленко

Солнце, солнышко, согрей меня,
Освети ты землю и моря.
Подари нам нежность и тепло,
Чтобы в душах расцвело добро.
Твои лучи, как будто руки мамы,
Ласкают, утешают и никогда не огорчают.
Они уносят детей на крыльях мечты
В заоблачные сказочные миры.

Аня Жигалова

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 1390 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru