Суббота, 23.11.2024, 09:56                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » РУССКИЙ ЯЗЫК

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ "СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК"
26.05.2012, 13:28

Уроку предшествовала подготовительная работа. Дети играли в сравнения («На что похоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, рифмы, отгадывали загадки, наблюдали за тем, как они устроены.
На выставке у доски – различные сборники загадок.

ХОД УРОКА

Учитель. Кто из вас любит отгадывать загадки?

Все первоклассники подняли руки.

– А хотите попробовать их сочинять?

Дети. Конечно!
– А как это делать? Это очень трудно?

У. Я помогу вам. Давайте обратимся к готовой загадке, чтобы еще раз уточнить, как она устроена.

На зеленой тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал,
И растаял этот шар.

– Что же это за шар?

Д. Одуванчик.

У. Назван ли в загадке одуванчик?

Д. Нет.

У. Название какого предмета его заменяет?

Д. Шар.

У. А почему такое сравнение?

Д. Одуванчик похож на шарик.

У. Какие важные признаки этого шарика указаны?

Д. «На зеленой тонкой ножке», «от ветерочка шар растаял», «растет у дорожки».

У. Есть ли здесь рифма?

Д. Ножке – дорожки.

На доске появляется перечень основных признаков:

1. Предмет не назван.
2. Назван другой, похожий на него.
3. Показаны важные признаки.
4. Есть рифма.

Ребята читают запись, чтобы проверить, все ли правильно сказано о загадке.
На доске – рисунок бочки.

У. Про что будем сочинять загадку?

Д. Про бочку.

У. Можно ли использовать слово бочка?

Д. Нет.

У. На что, на кого похожа бочка?

Д. На дом, на самовар, на толстую женщину в широком платье.

Из нескольких сравнений выбираем: Похожа на толстую женщину в широком платье.

У. Какое же слово нам подойдет, чтобы заменить предмет?
Выбор делается из слов, представленных на доске: бочка, кадка, малышка, толстуха, толстушка. Останавливаемся на слове толстушка, объясняя, почему все другие подходят меньше.

Записываем первую строчку: Стоит толстушка.

– Из чего сделана бочка?

Д. Из дерева.

У. Какой живот у этой толстушки?

Д. Деревянный живот.

Записываем вторую строчку загадки.

У. А для чего нужна бочка?

Д. Для хранения воды, капусты, огурцов.

Выбираем первое слово: Воду хранит.
Читаем получившиеся строки:

Стоит толстушка,
Деревянный живот,
Воду хранит.

У. Все ли удачно?

Д. Правильно, но нескладно, нет рифмы.

У. Подберите к слову живот рифмующееся слово, близкое по смыслу к слову хранит.

Д. Живот – бережет.

Слово хранит заменяется, и загадка обретает свой вид. Дети хором читают загадку, еще раз проверяют, получилась ли она, и списывают к себе в тетрадь, чтобы не забыть ее и загадать друзьям и близким. В другой раз создается загадка на основе готового художественного описания. Такой вид работы очень полезен для обогащения речи школьников.

У. Прочитайте текст и скажите: загадка ли это?

На доске:

Дятел в черном жилете,
На голове красная шапочка,
Носом, как топором, постукивает,
За дерево держится, на хвосте сидит.

Дается минута на размышление. Ребята совещаются в группах. Затем выясняются их мнения. Все группы единодушны: нет, не загадка. Учитель просит доказать решение и предлагает сделать из этого текста загадку про дятла.

У. Слово дятел нам в загадке нужно?

Д. Нет.

У. Уберем его.

Слово стирается.

– В черном жилете в красной шапочке – это важные отличительные признаки?

Д. Да.

Слова остаются.

У. «Нос как топор» – это важный признак?

Д. Да, так как только дятел может постукивать носом.

У. А слово постукивает обязательно использовать?

Д. Нет.

Слово стирается.

У. Только ли дятел может держаться за дерево?

Д. Нет.

У. Значит, этот признак необходимый?

Д. Нет.

Эти слова также убираются.

У. Когда дятел долбит, он хвостом упирается в дерево, на хвосте сидит. Это важный для нас признак?

Д. Да.

У. Словами нарисуйте дятла. Какай у него хвост?

Д. Черный.

У. Какая шапочка?

Д. Красная.

У. Какой нос?

Д. Как топор.

У. А хвост? Подберите рифму к слову топор.

Д. Упор.

На доске появляется запись:

Черный жилет, красная шапочка,
нос – как топор, хвост – как упор.

Учитель подводит детей к мысли о том, что слово шапочка нужно заменить другим, которое рифмуется со словом жилет. Ребята быстро называют: жилет – берет. Затем они еще раз проверяют, получилась ли у них загадка. Текст читается хором, после чего в записи отмечаются опасные места, все знаки препинания. Дети списывают загадку.

У. Дома вы можете попробовать сочинить загадки самостоятельно. Из них мы можем составить целую книжку-сборник, похожую на те, что вы видите на нашей выставке.

Ребята с удовольствием подхватили эту мысль, и очень скоро наш сборник был готов. Вот несколько загадок из него:

Не солнце, не луна,
Не греет, не дымит,
А светит и горит. (Лампа.)

Не человек, а говорит,
Сказки сказывает,
Утро и вечер вещает,
Новости освещает. (Телевизор.)

Чудовище стоит,
Тремя глазами шевелит.
Красный глаз открывает –
Нам движение прекращает.
Желтый глаз открыл –
Всех вокруг насторожил.
Зеленый глаз открыл –
Нам идти разрешил. (Светофор.)

Но речевая работа не должна ограничиваться лишь развитием художественного стиля речи детей: в практике общения нужна и деловая речь, в частности инструктивная.

Младшие школьники должны научиться объяснять, как можно выполнить какую-либо работу. Вот этому и будет посвящено наше следующее занятие.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 2093 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru