Уроку предшествовала
подготовительная работа. Дети играли в сравнения
(«На что похоже?»), учились подбирать точные слова
для словесного рисунка, рифмы, отгадывали
загадки, наблюдали за тем, как они устроены.
На выставке у доски – различные сборники
загадок.
ХОД УРОКА
Учитель. Кто из вас любит отгадывать
загадки?
Все первоклассники подняли руки.
– А хотите попробовать их сочинять?
Дети. Конечно!
– А как это делать? Это очень трудно?
У. Я помогу вам. Давайте обратимся
к готовой загадке, чтобы еще раз уточнить, как она
устроена.
На зеленой тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал,
И растаял этот шар.
– Что же это за шар?
Д. Одуванчик.
У. Назван ли в загадке одуванчик?
Д. Нет.
У. Название какого предмета его
заменяет?
Д. Шар.
У. А почему такое сравнение?
Д. Одуванчик похож на шарик.
У. Какие важные признаки этого
шарика указаны?
Д. «На зеленой тонкой ножке», «от
ветерочка шар растаял», «растет у дорожки».
У. Есть ли здесь рифма?
Д. Ножке – дорожки.
На доске появляется перечень основных
признаков:
1. Предмет не назван.
2. Назван другой, похожий на него.
3. Показаны важные признаки.
4. Есть рифма. |
Ребята читают запись, чтобы
проверить, все ли правильно сказано о загадке.
На доске – рисунок бочки.
У. Про что будем сочинять загадку?
Д. Про бочку.
У. Можно ли использовать слово бочка?
Д. Нет.
У. На что, на кого похожа бочка?
Д. На дом, на самовар, на толстую
женщину в широком платье.
Из нескольких сравнений выбираем: Похожа
на толстую женщину в широком платье.
У. Какое же слово нам подойдет,
чтобы заменить предмет? Выбор делается из слов, представленных на
доске: бочка, кадка, малышка, толстуха,
толстушка. Останавливаемся на слове толстушка,
объясняя, почему все другие подходят меньше.
Записываем первую строчку: Стоит
толстушка.
– Из чего сделана бочка?
Д. Из дерева.
У. Какой живот у этой толстушки?
Д. Деревянный живот.
Записываем вторую строчку загадки.
У. А для чего нужна бочка?
Д. Для хранения воды, капусты,
огурцов.
Выбираем первое слово: Воду хранит.
Читаем получившиеся строки:
Стоит толстушка,
Деревянный живот,
Воду хранит.
У. Все ли удачно?
Д. Правильно, но нескладно, нет
рифмы.
У. Подберите к слову живот
рифмующееся слово, близкое по смыслу к слову хранит.
Д. Живот – бережет.
Слово хранит заменяется, и загадка
обретает свой вид. Дети хором читают загадку, еще
раз проверяют, получилась ли она, и списывают к
себе в тетрадь, чтобы не забыть ее и загадать
друзьям и близким. В другой раз создается загадка
на основе готового художественного описания.
Такой вид работы очень полезен для обогащения
речи школьников.
У. Прочитайте текст и скажите:
загадка ли это?
На доске:
Дятел в черном жилете,
На голове красная шапочка,
Носом, как топором, постукивает,
За дерево держится, на хвосте сидит. |
Дается минута на размышление.
Ребята совещаются в группах. Затем выясняются их
мнения. Все группы единодушны: нет, не загадка.
Учитель просит доказать решение и предлагает
сделать из этого текста загадку про дятла.
У. Слово дятел нам в загадке
нужно?
Д. Нет.
У. Уберем его.
Слово стирается.
– В черном жилете в красной шапочке –
это важные отличительные признаки?
Д. Да.
Слова остаются.
У. «Нос как топор» – это важный
признак?
Д. Да, так как только дятел может
постукивать носом.
У. А слово постукивает
обязательно использовать?
Д. Нет.
Слово стирается.
У. Только ли дятел может держаться
за дерево?
Д. Нет.
У. Значит, этот признак
необходимый?
Д. Нет.
Эти слова также убираются.
У. Когда дятел долбит, он хвостом
упирается в дерево, на хвосте сидит. Это важный
для нас признак?
Д. Да.
У. Словами нарисуйте дятла. Какай
у него хвост?
Д. Черный.
У. Какая шапочка?
Д. Красная.
У. Какой нос?
Д. Как топор.
У. А хвост? Подберите рифму к слову
топор.
Д. Упор.
На доске появляется запись:
Черный жилет, красная шапочка,
нос – как топор, хвост – как упор. |
Учитель подводит детей к мысли
о том, что слово шапочка нужно заменить
другим, которое рифмуется со словом жилет.
Ребята быстро называют: жилет – берет. Затем
они еще раз проверяют, получилась ли у них
загадка. Текст читается хором, после чего в
записи отмечаются опасные места, все знаки
препинания. Дети списывают загадку.
У. Дома вы можете попробовать
сочинить загадки самостоятельно. Из них мы можем
составить целую книжку-сборник, похожую на те,
что вы видите на нашей выставке.
Ребята с удовольствием подхватили эту
мысль, и очень скоро наш сборник был готов. Вот
несколько загадок из него:
Не солнце, не луна,
Не греет, не дымит,
А светит и горит. (Лампа.)
Не человек, а говорит,
Сказки сказывает,
Утро и вечер вещает,
Новости освещает. (Телевизор.)
Чудовище стоит,
Тремя глазами шевелит.
Красный глаз открывает –
Нам движение прекращает.
Желтый глаз открыл –
Всех вокруг насторожил.
Зеленый глаз открыл –
Нам идти разрешил. (Светофор.)
Но речевая работа не должна
ограничиваться лишь развитием художественного
стиля речи детей: в практике общения нужна и
деловая речь, в частности инструктивная.
Младшие школьники должны научиться
объяснять, как можно выполнить какую-либо работу.
Вот этому и будет посвящено наше следующее
занятие. |