I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, сейчас мы
продолжим работу по теме «Дождь и ветер» и
напишем изложение по рассказу «Дождь».
III. Знакомство с текстом
У. Послушайте внимательно текст.
Текст написан на доске. Учитель вслух
читает текст.
Дождь
Сегодня дул порывистый ветер. На небе
появилась большая темная туча. Хлынул проливной
дождь. Он громко стучал по крышам. К утру дождь
перестал. В воздухе запахло сыростью.
– О чем говорится в рассказе?
Дети. В рассказе говорится о
дожде.
У. Какие слова использованы в
тексте для описания дождя?
Д. Проливной.
У. Какие еще слова говорят о том,
что дождь проливной?
Д. Хлынул, громко стучал.
У. О каких еще явлениях природы
говорится в рассказе?
Д. О ветре, о тучах.
У. Как вы думаете, почему дождь
был проливным?
Д. Тучи были большие, темные,
капельки воды не могли удержаться в воздухе.
У. Молодцы! Прочитаем рассказ
еще раз и постараемся его запомнить.
Дети читают текст хором.
– Кто запомнил?
Два-три ученика пересказывают.
Учитель закрывает текст листами бумаги.
IV. Физкультминутка
Зарядка для пальцев:
У.
Дождик песенку поет:
– Кап-кап...
Только кто его поймет:
– Кап-кап?..
Не пойму ни я, ни ты (кап-кап),
Да зато поймут цветы (кап-кап),
И весенняя листва (кап-кап),
И зеленая трава (кап-кап)...
V. Подготовка к написанию изложения
по вопросам
У. Изложение вам помогут
написать вот эти вопросы. На доске записаны
вопросы, с правой стороны от них – опорные слова.
Ответьте на первый вопрос.
На доске:
(Порывистый.)
– Какие слова уже есть в вопросе?
Какие слова надо добавить?
Д. Порывистый.
У. Какое первое слово будем
записывать в этом предложении?
Д. Сегодня.
У. Какое вторым?
Д. Дул.
У. Какое слово будет третье?
Д. Порывистый.
У. А четвертое?
Д. Ветер.
Учитель открывает первое
предложение. Подчеркивает орфограммы в словах
зеленым мелом.
У. Что мы составили?
Д. Предложение.
У. Как пишется первое слово в
предложении?
Д. С большой буквы.
У. Какой знак должен стоять в
конце предложения?
Д. Точка.
У. Прочитайте второй вопрос и
ответьте на него.
На доске:
2. Какая туча появилась на
небе? |
(Большая, темная.)
– Назовите в слове туча
изученную орфограмму.
Д. Ча пиши с буквой а.
У. Что обозначает мягкий знак в
словах появилась, большая?
Д. Обозначает мягкость согласного
звука.
У. Прочитайте третий вопрос.
Ответьте на него.
На доске:
(Проливной.)
– Ребята, еще раз внимательно
прочитайте это предложение. Запомните, как
пишутся слова.
Ответьте на четвертый вопрос.
На доске:
4. Как стучал дождь по
крышам? |
(Громко.)
Перед составлением предложения
учитель обращает внимание учеников на слово дождь.
Его надо заменить словом он, чтобы не было
повторов.
Аналогично проводится работа по
предложениям 5 и 6.
На доске:
5. Когда перестал дождь?
6. Чем запахло в воздухе? |
(К утру.) (Сыростью.)
У. В слове сыростью назовите
известную орфограмму.
Д. Разделительный ь
пишется после согласных перед гласными я,
е, ё, ю, и.
У. Прочитаем рассказ полностью
еще раз, обратим внимание на подчеркнутые
орфограммы.
VI. Физкультминутка «Мельница»
У.
Наклонимся вперед,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз-два-три-четыре –
Завертелась, закружилась.
VII. Итог урока
У. Чему мы учились на уроке?
Д. Учились строить и записывать
предложения по вопросам.
У. Кому было трудно, легко? В чем
затруднялись? |