Пятница, 03.05.2024, 13:01                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок-игра по русскому языку "Путешествие в страну родственных слов"
27.02.2012, 21:43

Цели. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развивать устную и письменную речь учеников; прививать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование. Наборные полотна, карточки для разбора слов по составу, с суффиксами, частями слов (поездка, прогулка), цветок – ромашка с лепестками; звукозапись произведения П.И. Чайковского «Октябрь»; иллюстрации волшебного дерева, осеннего леса, корзинка грибов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок русского языка: урок-игра «Путешествие в страну родственных слов». Мы с вами будем выделять группы родственных слов и образовывать из них новые слова.

III. Повторение ранее изученного материала

У. Сейчас мы с вами отправимся в удивительный сад.

На доске закрепляется иллюстрация дерева с корнем -сад-.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод,
К ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!

– Какие слова выросли из корня -сад-?

Дети называют слова, а учитель прикрепляет их к веточкам дерева.


Д. Рассада, садовод, садовник, посадили, посадки.

У. Как называются эти слова?

Д. Родственные или однокоренные.

У. Почему?

Д. У этих слов один корень, и они сходны по смыслу.

У. На нашем волшебном дереве найдите «лишнее» слово.

Д. Посадили, потому что все слова – существительные, а это глагол.

У. На наборном полотне разберите по составу существительные рассада, посадки и объясните, какая часть слова образовала новое слово и какая орфограмма находится в этой части слова.

Дети работают на индивидуальных наборных полотнах: показывают схему-состав слов (рассада, посадки, садовод, садовник) при помощи карточек:

– окончание (квадрат синего цвета);
– корень (овал красного цвета);
приставка (прямоугольник желтого цвета);
– суффикс (треугольник зеленого цвета).

Ученик 1. Слово рассада образовано при помощи приставки рас-, которую пишем с безударной гласной а.

В тетради дети записывают соединение букв рас, которое показывает учитель на карточке.

Ученик 2. Слово посадки образовано при помощи приставки по-, которая пишется с безударной гласной о.

В тетради дети записывают соединение букв по, которое учитель показывает на карточке.

У. Какая орфограмма находится в корне слова посадки?

Д. Парная звонкая согласная д. Проверим словом посадил.

В тетради дети записывают соединение дк.

Ученик 3. Слово садовод состоит из двух корней, а безударная гласная о соединила эти корни.

Дети записывают в тетради соединение ов.

Ученик 4. Слово садовник образовано при помощи суффиксов -ов- и -ник. В суффиксе -ник- безударная гласная и.


Дети записывают в тетради соединение ник.

У. Как пишутся корни в родственных словах?

Д. Корни пишутся одинаково.

У. Какая безударная гласная во всех этих словах?

Д. Безударная гласная а.

IV. Физкультминутка

V. Повторение ранее изученного материала (продолжение)

1. Игра «Волшебное дерево»

У. Какие волшебные веточки могут вырасти на дереве с корнем -цвет-?

Д. Цветной, цветок, зацвел.

Дети записывают слова в тетради.

У. Как называются эти слова?

Д. Родственными или однокоренными.

У. Почему?

Д. У них один корень, и они связаны по смыслу.

У. Какие цветы вы знаете?

Дети отвечают.

– Отгадайте, что это за цветок.

Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?

Д. Ромашка.

Учитель показывает рисунок ромашки. Подготовленный ученик рассказывает о лекарственной ромашке.

У. А сейчас каждый из вас превратится в садовода и вырастит свою ромашку. Это будет необычная ромашка – ее лепестки будут состоять из родственных слов.

У доски работает один ученик, который составляет ромашку из родственников слова осина.

На доске:

Лепестки: осинка, оса, осиновый, ослиный, осинник, подосиновик

Ученик составляет ромашку.


Класс работает по вариантам. У каждого ученика на парте – лепестки ромашки.

Вариант 1 – составляет ромашку к слову вода: водяной, водичка, водица, водить, провод, подводник.


Вариант 2 – составляет ромашку к слову гора из слов горе, горка, гористый, горняк, горный.


У. Какие лепестки оказались лишними? Почему?

Д. В первом варианте это слова водить, провод, так как они не связаны по смыслу с остальными.
– Во втором варианте это слово горе.

У. А теперь – следующее задание. Части слова рассыпались, нужно снова собрать из них слово.

У каждого ученика на парте – карточки с частями слова.

Вариант 1

-а-, -к-, -по-, -езд-

 

Вариант 2

-к-, -гул-, -а-, -про-

Из рассыпанных частей ученики составляют слова поездка и прогулка, разбирают их по составу.

– А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.

Учитель закрепляет на доске иллюстрацию с изображением осеннего леса.

– Что произошло в лесу с приходом осени?
Составьте и запишите несколько предложений про осенний лес.

Примерный текст

Осенний лес стоит в золотом уборе.
Разноцветный ковер лежит на земле.

– А какие деревья не изменили окраску с приходом осени?

Д. Ели и сосны.

У. Послушайте сказку про любопытную елочку, найдите и выпишите все родственные слова.

Учитель рассказывает сказку под музыку П.И. Чайковского, написанную к одному из осенних месяцев из альбома «Времена года»:

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.
– Почему, – спрашивала Елочка у мамы Елки, – на твоих ветках растут шишки, а на моих – нет?
– Не огорчайся, – отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
– Почему, – спрашивала Елочка у бабушки – Старой Ели, – к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?
– И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, – успокаивала Елочку бабушка.

У. Почему же к бабушке Ели прилетают дятлы, клесты?

Д. В шишках – еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

У. Какие родственные слова вы выписали?

Д. Елочка, елка, ель, ельник, еловые.

У. Разберите по составу эти слова. Какие части слова образовали новые слова?

Д. Все слова образованы при помощи суффикса.

На доске:

елочка, елка, ельник, еловые

VI. Физкультминутка

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево.)
Руки подняли и покачали,
Словно деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

VII. Словарно-орфографическая работа

У. Птицы – обитатели леса, а кто еще живет в лесу?

Д. Дикие животные.

Учитель показывает иллюстрации с изображениями животных, названия которых дети записывают в столбик, объясняя орфограммы:

собака
заяц
корова
лисица

У. Назовите диких животных.

Д. Заяц, лисица.

У. Назовите домашних животных.

Д. Собака, корова.

У. Назовите их детенышей.

Д. Собака – щенок, заяц – зайчонок, корова – теленок, лисица – лисенок.

У. Будут ли родственными слова в этих парах?

Д. Только лисица – лисенок, заяц – зайчонок. А остальные пары слов не являются родственными, потому что у них разные корни.

У. Какая часть слова помогла образовать новые слова?

Д. Суффиксы -онок- и суффикс -ёнок-.

У. Обратите внимание на написание этих суффиксов. Они пишутся всегда одинаково.

Учитель закрепляет на доске табличку с этими суффиксами.

– Запишите названия этих животных, выделите суффикс.

Дети записывают названия детенышей во второй столбик.

– Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте: есть ли в предложении родственные слова?

На доске:

Егор в густом л_су
Встретил рыжую л_су.

Дети объясняют орфограммы и доказывают, что родственных слов в этом предложении нет.

– Что это?

Пока дети – каждый в берете.
Повзрослели – шляпы надели.

Д. Грибы.

Дети записывают это слово, объясняют орфограмму.

У. Как называют людей, которые собирают грибы?

Д. Грибники.

У. Какая часть слова помогла образовать новое слово?

Д. Суффикс -ник-.

Дети записывают новое слово, выделяют суффикс.

У. Какие еще родственные слова можно образовать?

Д. Грибной, грибница, грибок.

У. А сейчас мы заглянем в корзинку грибника. Что же мы там найдем?

Учитель показывает корзинку. Дети узнают загаданные грибы, достают их изображения. Слова записывают в тетрадь и разбирают по составу.

1. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки,
Под березою растут.
Как их зовут?

(Подберезовик)

2. В сухое лето, когда в березняке или в хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в сырых лесах всегда найдешь этот красноголовый гриб. (Подосиновик)

3. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной подкладкой.

(Боровик)

У. Какое слово по составу отличается от других?

Д. Боровик, потому что в этом слове нет приставки – есть только два суффикса -ов-, -ик-, а в словах подосиновик и подберезовик есть еще приставка под-.

VIII. Итог урока

У. Что мы сегодня на уроке повторяли?

Д. Однокоренные слова.

У. Как они образуются?

Д. Суффикс и приставка служат для образования новых слов.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 3084 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru